Дорожно-строительная техника — это совокупность специализированных машин и механизмов, предназначенных для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и других транспортных артерий. Эти машины обеспечивают выполнение широкого спектра операций: от фрезеровки старого покрытия
... Подробнее
Дорожно-строительная техника — это совокупность специализированных машин и механизмов, предназначенных для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и других транспортных артерий. Эти машины обеспечивают выполнение широкого спектра операций: от фрезеровки старого покрытия до укладки асфальта и нанесения дорожной разметки. Использование такой техники повышает производительность, снижает затраты на строительство и обеспечивает высокое качество дорожных работ.
Виды
Существуют десятки разновидностей дорожной техники, среди которых можно выделить следующие основные группы:
-
машины для ямочного ремонта дорог,
-
фрезы дорожные (фрезеровщики),
-
автогудронаторы,
-
распределители вяжущего материала,
-
щебнераспределители,
-
асфальтоукладчики,
-
укладчики литого асфальта,
-
укладчики сларри-сила,
-
бетоноукладчики,
-
кохеры для литого асфальта,
-
машины для установки барьерных ограждений,
-
отсыпщики обочин,
-
заливщики швов и трещин,
-
машины дорожной разметки,
-
передвижные асфальто-бетонные заводы (АБЗ),
-
комбинированные машины для ремонта и содержания дорог.
История создания
Первые элементы дорожной техники появились в конце XIX — начале XX века. Одними из первых были катки с паровыми двигателями и примитивные укладчики. В СССР массовое производство дорожной техники началось в 1930-х годах, в частности были разработаны советские гудронаторы и асфальтоукладчики. Бурное развитие отрасли произошло после Второй мировой войны — с активной механизацией строительства. В 1960–1970-х годах появились первые автоматизированные комплексы для укладки дорожных покрытий. Сегодня дорожная техника оснащается цифровыми системами управления, GPS-навигацией и позволяет реализовывать технологии «умных» дорог.
Типы
Типизация дорожной техники проводится по выполняемым функциям:
-
Укладчики — асфальтоукладчики, бетоноукладчики, укладчики литого асфальта.
-
Фрезеровщики — машины для снятия старого покрытия.
-
Раздатчики и эмульгаторы — автогудронаторы, распределители вяжущего, щебнераспределители.
-
Ремонтные установки — машины для ямочного ремонта, сларри-сил, заливщики швов.
-
Дополнительное оборудование — отсыпщики обочин, барьероукладчики, разметочные машины.
-
Производственные установки — асфальто-бетонные заводы.
Общее устройство
Каждая машина имеет специализированную конструкцию, но общими элементами для большинства дорожной техники являются:
-
базовое шасси (колёсное или гусеничное),
-
рабочее оборудование (фреза, бункер, лента подачи, раздатчик, шнеки, штанги),
-
силовая установка (дизельный двигатель, реже — электрический привод),
-
гидравлическая система,
-
система управления (механическая, электронная, автоматическая),
-
элементы безопасности и освещения.
Классификация
Основные классификационные признаки дорожной техники:
-
по типу работ: строительная, ремонтная, обслуживающая,
-
по способу перемещения: самоходная, прицепная, стационарная,
-
по степени автоматизации: ручное, полуавтоматическое, автоматическое управление,
-
по типу покрытия: техника для асфальтобетона, бетона, гравия, плитки,
-
по сезону применения: летняя, всесезонная, зимняя (при комбинированном исполнении).
Основные характеристики
-
ширина укладки: от 1,2 до 16 м
-
производительность асфальтоукладчика: 200–1200 т/ч
-
объём бункера асфальтоукладчика: 6–14 м³
-
производительность фрезы: 100–5000 м²/ч
-
глубина фрезерования: 0–35 см
-
ширина распределения эмульсии: 2–6 м
-
производительность автогудронатора: до 1000 м²/ч
-
масса машин: от 3 до 50 тонн
-
скорость перемещения: до 40 км/ч (самоходные машины)
Основные производители
Мировые производители:
Российские производители:
Китайские производители:
-
XCMG,
-
SANY,
-
Zoomlion,
-
Shantui,
-
LiuGong.
Интересные факты
-
Самый широкий асфальтоукладчик — немецкий Vögele Super 3000-2, способный укладывать полосу шириной до 16 метров за один проход.
-
Фреза Wirtgen W 250i весом более 40 тонн может снимать покрытие на глубину до 35 см и обрабатывать свыше 3000 м² в час.
-
Компактные укладчики типа Vögele Mini 500 используются для ремонта тротуаров и велосипедных дорожек шириной менее 1 м.
-
В России существуют мобильные АБЗ, смонтированные на шасси КамАЗ, что позволяет выполнять дорожные работы в отдалённых регионах без постоянной производственной базы.
Скрыть