Комбинированный каток – самоходная машина для уплотнения дорожно-строительных материалов (асфальтобетона, промежуточных слоев дорожного покрытия, грунтов), оборудованная разными по конструкции и типу рабочими органами. Катки сочетают в себе преимущества техники с вальцами различных
... Подробнее
Комбинированный каток – самоходная машина для уплотнения дорожно-строительных материалов (асфальтобетона, промежуточных слоев дорожного покрытия, грунтов), оборудованная разными по конструкции и типу рабочими органами. Катки сочетают в себе преимущества техники с вальцами различных типов, они отличаются универсальностью и находят самое широкое применение во всех сферах дорожного строительства.
История комбинированных катков
Первые комбинированные катки, сочетающие в себе стальной валок и пневматические шины, стали выпускаться в 1960-х годах. Массовый выпуск машин этого типа был налажен в 1970-х – 1980-х годах, в том числе и в нашей стране. Причем уже в 1980 году на рыбинском заводе «Раскат» был выпущен тяжелый комбинированный каток ДУ-52 массой 16 т. Сегодня машины этого типа являются одними из наиболее востребованных, уступая только традиционным двухвальцовым каткам.
Общее устройство комбинированных катков
Основу конструкции машины составляет рама, которая опирается на вальцы или колеса. На раме монтируется кабина оператора со всеми органами управления и вспомогательные механизмы. Также в раме располагаются емкости для балласта – песка, воды, металлического лома и т.д. Движение катка обеспечивается приводом вальцов или колес с помощью механической или гидравлической трансмиссии (с помощью гидромоторов). Для очистки рабочих органов от загрязнений используются скребки, для орошения – система подачи воды на основе форсунок.
Классификация комбинированных катков
Машины делятся на несколько групп по назначению, конструкции рамы, типу рабочих органов и некоторым функциям.
Машины в зависимости от массы и габаритов делятся на две больших группы:
Тротуарные (массой до 3 т);
Дорожные.
Катки могут иметь два типа рамы:
Жесткая;
Шарнирно-сочлененная.
В качестве рабочих органов могут использоваться:
Стальной гладкий валок;
Стальные валки специальной конструкции – кулачковые, решетчатые, пластинчатые, ребристые, сложной формы;
Собранные в пакет пневматические шины (4 – 5 шт.).
Наиболее часто катки комбинированные являются двухосными машинами, в которых на передней оси располагается гладкий стальной валок, на задней оси – пневматические шины. Эти машины сочетают в себе преимущества пневмоколесных и двухвальцовых катков.
Катки имеют оборудование, соответствующие типу установленных на них рабочих органов. В частности, бывают катки комбинированные вибрационные и статические – в первом случае они оснащаются гладким валком с вибратором, во втором – предлагается возможность загрузки валка балластом. В катках с пневматическими шинами обязательно имеется система изменения давления в шинах, позволяющая регулировать давление в шинах от 0,3 до 0,8 МПа в зависимости от типа уплотняемого материала, его плотности и т.д.
Основные характеристики комбинированных катков
Ключевыми характеристиками комбинированных катков являются:
Эксплуатационная масса;
Рабочая скорость движения;
Ширина уплотняемой полосы;
Мощность силового агрегата;
Производительность.
Наиболее распространены самоходные комбинированные катки с эксплуатационной массой от 1,4 до 14 т, рабочая скорость обычно не превышает 15 км/ч, ширина полосы – в среднем от 1,0 до 2,7 м, мощность двигателя – обычно от 50 до 150 л. с. Для катков комбинированных вибрационных важна частота вибрации, которая лежит в пределах 24 – 67 Гц.
Характеристики и конструктивные особенности машин этого типа в нашей стране регламентируются стандартами ГОСТ 21994-82 (СТ СЭВ 2571-80), ГОСТ 31548-2012 и смежными документами.
Производители комбинированных катков
В России катки комбинированного типа производятся «Заводом дорожных машин», «Раскат» (оба – г. Рыбинск) и ООО «Магистраль-С» (Ярославская обл.), в СНГ такие машины предлагаются белорусскими предприятиями «Амкодор» и «Белдортехника». Из мировых производителей наиболее известны немецкие Bomag, Ammann, Hamm, шведский Dynapac и японский Sakai Heavy Industries и некоторые другие.
Интересные факты о комбинированных катках
Самым тяжелым в мире комбинированным катком является Dynapac CC 501С, выпускавшийся с 1997 по 2001 годы. Эта машина имеет эксплуатационную массу 20,7 т, оснащена стальным валком с вибратором (передняя ось) и шинами (задняя ось), имеет ширину уплотняемой полосы 2130 мм. Из ныне выпускаемых катков одним из самых тяжелых остается российский ДУ-84 (АО «Раскат») массой 14 т. Эта машина запущена в производство в 1995 г., тогда же она получила звание самой тяжелой в мире. Каток выпускается и сегодня, оставаясь самым тяжелым в своем модельном ряду.
Скрыть