МАЗ 543/7310 "Ураган"
Характеристики | 543 | 543П | 543А | 543М | 7310 | 7313 | 73132 | 74106 |
Колесная формула | 8x8 | |||||||
Число мест в кабине | 4 | 2 | 4 | |||||
Грузоподъемность, кг | 19100 | 19400 | 19600 | 22400 | 20000 | 21000 | 23000 | 17500* |
Снаряженная масса, кг | 20350 | 20500 | 21100 | 20700 | 24000 | 23700 | 22000 | н/д |
Полная масса, кг | н/д | 40100 | н/д | 44850 | н/д | |||
Масса буксируемого прицепа/полуприцепа, кг | — | 25000 | н/д | 32000 | ||||
Длина, мм | 11460 | 11465 | 11657 | 10815 | н/д | |||
Ширина, мм | 3070 | |||||||
Высота, мм | 2900 | 2920 | 2900 | 2920 | ||||
Колесная база, мм | 2200+3300+2200 | 2200+2650+1700 | ||||||
Колея колес, мм | 2375 | |||||||
Дорожный просвет, мм | 400 | |||||||
Радиус поворота, м | 13,5 | н/д | ||||||
Преодолеваемые препятствия: - глубина брода - подъем | 1,3 м 30° | |||||||
Двигатель (тип) | Д12А-525А (Д, V12) | |||||||
Рабочий обьем, см3 | 38880 | |||||||
Мощность двигателя, л.с. (об/мин) | 525 (2100) | |||||||
Крутящий момент, кГ·м (об/мин) | 220 (1200..1400) | |||||||
Расход топлива на 100 км, л | н/д | 85 | н/д | |||||
Запас хода, км | 1525 | н/д | 600 | н/д | ||||
Запас топлива, л | н/д | |||||||
Максимальная скорость, км/ч | 60,0..65,0** | |||||||
н/д — нет данных * Нагрузка на седло ** По грунтовой догоге — 25,0..30,0 км/ч |
Серийный автомобиль МАЗ-535 (1958-1964г.г.).
В послевоенные годы в Советском Союзе возникает потребность в специализированной автомобильной технике, в которой были бы заложены возросшие специфические требования современной армии, в том числе такие, как значительная динамика транспортных средств, большая грузоподъемность и проходимость при высокой надежности. По инициативе заместителя министра обороны, Маршала Советского Союза Г.К. Жукова принимается постановление Совета Министров от 25 июня 1954 года №1258-563 об организации на московском (ЗиЛ) и минском (МАЗ) автозаводах специальных конструкторских бюро (СКБ), главной задачей которых являлось создание многоосных колесных машин для нужд Министерства обороны страны. Главным конструктором минского СКБ был назначен Борис Львович Шапошник (1902-1985).
Первой задачей минскому СКБ было поставлено создание артиллерийского тягача. Заказчик требовал колесную формулу 8х8, полуметровый дорожный просвет, способность преодолевать подъемы до 30°, броды - до 1,3 метра, серьезный запас хода по топливу. Уже в 1956 году из ворот экспериментального цеха выезжает первая опытная машина СКБ, необычный для того времени автомобиль-тягач МАЗ-535, а с 1958 года начинается выпуск доработанного бортового МАЗ-535А.
Автомобиль имел восемь ведущих колес, объединенных в две тележки - переднюю и заднюю. Колеса первой и второй осей на передней тележке - управляемые, с шарнирами неравных угловых скоростей. Рулевой механизм - двухступенчатый: винт-гайка на циркулирующих шариках и рейка-зубчатый сектор; с гидроусилителем поршневого типа, со встроенным распределителем. Подвеска тележек - независимая, индивидуальная, на продольных торсионах и поперечных рычагах. Амортизаторы - гидравлические, телескопические, двухстороннего действия, на каждом колесе переднего и заднего мостов. Размер шин - 18,00-24". Шины - пневматические, камерные, 12-слойные, переменного давления. Давление воздуха в шинах от 2,0 до 0,7 кг/см2 централизованно регулировалось в зависимости от дорожных условий. Рабочая тормозная система - с пневмогидравлическим приводом. Стояночный тормоз - трансмиссионный, установлен на раздаточной коробке, привод - механический.
В состав дополнительного оборудования входил отопитель кабины, автономный жидкостно-воздушный отопитель кабины 015-Б, предпусковой подогреватель ПЖД-600, тент с дугами, лебедка, коробка отбора мощности до 140 л.с.
С целью специализации серийного выпуска МАЗ-535А на Минском автомобильном заводе 29 марта 1959 года было организовано новое подразделение - производство специальных колесных тягачей (ПСКТ, ставшее в 1994 году самocтoятельным пpедпpиятием - МЗКТ), где автомобиль выпускался до 1961 года. С 1961 года производство МАЗ-535А было переданоь на Курганский завод колесных тягачей.
В войсках МАЗ-535А был задействаван только на транспортных функциях - вооружение на него не устанавливалось. За дополнительную большую фару по центру кабины, которая служила для инфракрасной подсветки водительского прибора ночного видения, в Советской Армии эти машины часто называли "циклопами".
Кроме того, с 1959 по 1963 год ПСКТ выпускало седельный тягач МАЗ-535В. Условия эксплуатации заставили установить на эту модификацию балансирную безрессорную подвеску задней тележки (колеса, попарно объединенные балансирами в тележку, шарнирно связаны с рамой без какого-либо упругого элемента) и новые 16-слойные шины. Важно отметить, что этот автомобиль мог работать как с полуприцепом, так и с прицепом, для чего был оснащен еще и задним сцепным устройством. При этом задние фонари были перенесены на заднюю стенку капота двигателя, задние указатели поворотов и правый габаритный фонарь на седельном тягаче не устанавливались. Однако мощность этого тягача уже не устраивала заказчика. В 1960 году на базе МАЗ-535В был разработан седельный тягач МАЗ-537.
МОДИФИКАЦИИ
- МАЗ-535- бортовой тягач грузоподъёмностью 7000 кг для буксировки прицепа общей массой до 15 тонн.
- МАЗ-535А- тяжёлый многоцелевой автомобиль тягач, способный перевозить 6 т груза в кузове или буксировать прицеп массой от 15 т (по бездорожью) до 50 т (по дорогам с твёрдым покрытием).
- МАЗ-535Б - Шасси под СПУ ракеты 3М2. Оперативно-тактический ракетный комплекс «Ладога» Предполагаемый индекс - 2К10.
- МАЗ-535В- седельный тягач для буксировки полуприцепа общей массой до 40 тонн. Основным внешним отличием от базовой машины являлось отсутствие кузова и установленное на его месте седельное сцепное устройство с двумя степенями свободы и автоматическим замком. Возросшие вертикальные нагрузки, передаваемые на заднюю часть рамы через седельное сцепное устройство (нагрузка на «седло» у МАЗ-535В достигала 12 т) заставили существенно пересмотреть конструкцию многих агрегатов автомобиля. В первую очередь пришлось отказаться от хорошо зарекомендовавшей себя на тяжелом бездорожье независимой торсионной подвески задних колес в пользу более простой и надежной балансирной безрессорной. Задние колеса были попарно соединены в продольные качающиеся тележки при помощи балансира, посаженного на ось посредством бронзовых втулок. Колеса седельного тягача получили новые 16-слойные шины повышенной грузоподъемности с регулируемым давлением, аналогичные по своим размерам с шинами МАЗ-535А. Эксплуатационные параметры остались практически без изменений. Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием составляла 60 км/ч, правда среднетехническая скорость с полуприцепом полной массой 15000 кг снизилась до 25..30 км/ч. Основной полуприцеп-трейлер МАЗ-796
Напишите отзыв первым!