Пригородный автобус — это вид пассажирского автотранспорта, предназначенный для перевозки людей на маршрутах между городами и населенными пунктами в радиусе до 50–100 км. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между городским и междугородным автобусом. Пригородные
... Подробнее
Пригородный автобус — это вид пассажирского автотранспорта, предназначенный для перевозки людей на маршрутах между городами и населенными пунктами в радиусе до 50–100 км. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между городским и междугородным автобусом. Пригородные автобусы рассчитаны на регулярные перевозки с частыми остановками, имеют большее количество посадочных мест, чем городские, и повышенную комфортность.
Виды
Пригородные автобусы различаются по нескольким признакам:
История создания
История пригородных автобусов начинается с 1930-х годов, когда стали развиваться регулярные маршруты между городами и сельскими районами. В СССР для этих целей сначала использовались переоборудованные грузовики и городские автобусы, а затем начали разрабатывать специализированные модели. Широко применялись автобусы ЗИС-155, ЛАЗ-695, ПАЗ-672.
С конца XX века появились современные модели, рассчитанные на повышенную проходимость, прочный кузов и комфортные условия поездки. В XXI веке пригородные автобусы стали отличаться более низким уровнем шума, улучшенной эргономикой и цифровыми системами управления.
Типы
По компоновке:
По высоте пола:
-
Высокопольные — с подъемом по лестнице, вместительные, с багажными отсеками.
-
Среднепольные — компромисс между городским удобством и междугородней вместимостью.
-
Низкопольные — используются реже, чаще для маршрутного такси.
По количеству дверей:
-
Однодверные — чаще в малых моделях.
-
Двухдверные — стандарт для среднего и большого класса.
-
Многодверные — редко, только для особо загруженных маршрутов.
Общее устройство
Пригородный автобус состоит из следующих основных узлов:
-
Кузов — цельнометаллический, с рамной или полурама конструкцией.
-
Шасси — усиленное, с подвеской, подходящей для дорог различного качества.
-
Двигатель — дизельный, реже газовый или электрический, обычно мощностью от 120 до 300 л.с.
-
Салон — сиденья повышенной жесткости или мягкости, поручни, полки для ручной клади, система вентиляции.
-
Отопление — автономные обогреватели или система от двигателя.
-
Система безопасности — ремни безопасности, аварийные выходы, антиблокировочная система тормозов (ABS).
Классификация
Пригородные автобусы классифицируются по следующим признакам:
Основные характеристики
-
Габаритная длина: от 6 до 13 метров
-
Высота кузова: от 2,5 до 3,5 м
-
Ширина: 2,3–2,55 м
-
Масса снаряжённого ТС: от 4 до 18 тонн
-
Количество сидений: от 15 до 60
-
Максимальная скорость: 90–120 км/ч
-
Запас хода: до 800 км
-
Тип двигателя: дизельный, газовый, реже электрический
-
Объем багажного отсека: от 1 до 8 м³ (у больших моделей)
Основные производители
-
ПАЗ (Павловский автобусный завод) — модели ПАЗ-3205, ПАЗ-4234
-
ЛиАЗ (Ликинский автобусный завод) — модели ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-4292
-
НЕФАЗ — автобусы на базе КАМАЗ
-
МАЗ (Беларусь) — модели МАЗ-206, МАЗ-226
-
ISUZU (Япония) — пригородные автобусы на базе шасси ISUZU NPR
-
HYUNDAI (Южная Корея) — модели County и Universe
-
IVECO (Италия) — модели Daily Bus и Crossway
-
MAN, Mercedes-Benz, Volvo — европейские производители, используемые в крупных пригородных перевозках
Интересные факты
-
Самым маленьким пригородным автобусом считается микроавтобус на базе Ford Transit или ГАЗель, рассчитанный на 12–16 пассажиров.
-
Самый большой серийный пригородный автобус в России — ЛиАЗ-6213 (гармошка), вмещает более 150 человек, может использоваться в пригородных маршрутах мегаполисов.
-
В некоторых странах (например, в Индии) пригородные автобусы совмещают функции грузовика и автобуса — передняя часть для пассажиров, задняя для мешков, скота и продукции.
-
В России пригородные маршруты иногда обслуживаются междугородними автобусами, переоборудованными под более частые остановки.
Скрыть