Междугородный автобус — это разновидность пассажирского автотранспорта, предназначенная для перевозки людей на средние и дальние расстояния между населенными пунктами. Он отличается повышенным уровнем комфорта, вместимостью, наличием сидячих мест, багажного отсека и продуманной эргономи
... Подробнее
Междугородный автобус — это разновидность пассажирского автотранспорта, предназначенная для перевозки людей на средние и дальние расстояния между населенными пунктами. Он отличается повышенным уровнем комфорта, вместимостью, наличием сидячих мест, багажного отсека и продуманной эргономикой салона для длительных поездок.
Виды
По длине маршрута
По конструкции кузова
-
Одноэтажные — классическая компоновка.
-
Двухэтажные — повышенная пассажировместимость.
-
Полнокомплектные (цельные) — несущий кузов.
-
Шасси с кузовом-настройкой — особенно распространены в развивающихся странах.
По уровню комфорта
-
Обычные междугородные автобусы — с базовым уровнем удобства.
-
Комфортабельные — с туалетом, кондиционером, откидными креслами, розетками.
-
Люкс-класса — с дополнительными услугами (Wi-Fi, мини-кухня, телевизоры).
История создания
Первые междугородные перевозки на автобусах появились в начале XX века, после массового распространения автомобилей. В 1910–1920-х годах автобусы начали вытеснять гужевой транспорт и дополнять железнодорожные маршруты.
В СССР междугородные автобусы активно развивались с 1930-х годов. В 1950-х появились первые специализированные автобусы для дальних поездок — такие как ЗИС-127. В 1970–1980-х годах большое распространение получили Икарус-250, ЛАЗ-699 и их модификации.
В Западной Европе пионерами междугородного автобусного сообщения стали компании Setra, Mercedes-Benz, Neoplan. Современные автобусы сочетают в себе высокие стандарты безопасности, эргономики и экологичности.
Типы
По высоте салона
-
Низкопрофильные — с низкой посадкой, минимальным багажным отсеком.
-
Высокопрофильные (high-deck) — с высоким полом и вместительными багажными отсеками.
-
Двухэтажные (double-decker) — увеличенная вместимость, популярны на международных маршрутах.
По числу осей
-
Двухосные — наиболее распространенные.
-
Трехосные — для увеличения длины и грузоподъемности.
-
Четырехосные — редко встречаются, используются в особых случаях.
По типу двигателя
-
Дизельные — основное решение для междугородных автобусов.
-
Газовые (CNG/LNG) — как альтернатива в рамках экологических норм.
-
Гибридные и электрические — пока встречаются крайне редко на междугородных маршрутах из-за ограниченного запаса хода.
Общее устройство
Междугородный автобус включает следующие основные элементы конструкции:
-
Кузов — несущий или рамный, усиленный, с защитой от деформаций.
-
Салон — оборудован индивидуальными креслами с возможностью регулировки, багажными полками, освещением, вентиляцией.
-
Багажные отсеки — расположены под полом, объём от 4 до 10 м³.
-
Система климат-контроля — кондиционер и отопитель.
-
Санузел — на борту (в люкс и туристических версиях).
-
Шасси и подвеска — рассчитаны на длительную работу с тяжелой нагрузкой, часто с пневмоподвеской.
-
Системы безопасности — ремни безопасности, ABS, ESP, видеонаблюдение.
Классификация
Междугородные автобусы классифицируются по следующим критериям:
Основные характеристики
Ключевые параметры междугородных автобусов:
-
Длина: 9–15 метров,
-
Ширина: 2,5 метра (стандарт),
-
Высота: 3–4,1 метра (в зависимости от типа),
-
Количество мест: 30–80,
-
Объем багажника: 4–10 м³,
-
Мощность двигателя: от 200 до 500 л. с.,
-
Максимальная скорость: 100–120 км/ч,
-
Топливный бак: 300–600 литров,
-
Запас хода: до 1500 км без дозаправки.
Основные производители
Российские и постсоветские
-
ЛиАЗ (модели 5256, 5293),
-
НЕФАЗ (5299, на базе КАМАЗ),
-
ПАЗ (модели для коротких междугородних маршрутов),
-
БАЗ, МАЗ — белорусские автобусы, активно используемые на маршрутах в СНГ.
Европейские
-
Setra (Германия),
-
Mercedes-Benz (Tourismo, Travego),
-
MAN (Lion’s Coach),
-
Neoplan (Cityliner, Skyliner),
-
Iveco Bus (Crossway),
-
VDL Bus & Coach (Futura, Jonckheere).
Азиатские
-
Hyundai, Kia, Daewoo — модели Universe, Granbird и др.
-
Yutong, King Long, Higer — китайские производители с широким модельным рядом.
Интересные факты
-
Самый длинный серийный междугородный автобус — Neoplan Jumbocruiser (25 метров, 3 секции, 1980-е годы).
-
Один из самых маленьких междугородных автобусов — Mercedes-Benz Sprinter Travel, рассчитанный на 15–20 пассажиров.
-
Первый серийный междугородный автобус в СССР — ЗИС-127, производился с 1955 года.
-
В некоторых странах междугородные автобусы работают по принципу «без остановок» — с минимальным числом промежуточных точек, для сокращения времени в пути.
-
В США и Канаде огромную популярность имеет Greyhound, крупнейшая автобусная междугородная сеть в мире.
Скрыть