Траншеекопатель (более точное международное название — траншеекопательная машина или траншеерез) — это специализированная землеройная машина, предназначенная для выемки узких и глубоких траншей в грунте с заданной шириной и глубиной. Используется при прокладке кабельных и трубопров
... Подробнее
Траншеекопатель (более точное международное название — траншеекопательная машина или траншеерез) — это специализированная землеройная машина, предназначенная для выемки узких и глубоких траншей в грунте с заданной шириной и глубиной. Используется при прокладке кабельных и трубопроводных коммуникаций, мелиоративных, дренажных и других линейных сооружений. Позволяет механизировать процесс копки траншей, значительно ускоряя работы по сравнению с ручным трудом или универсальной техникой.
Виды
Траншеекопатели различаются по типу рабочего оборудования и по назначению. Основные виды:
-
Ленточные (цепные) траншеекопатели
-
Фрезерные (дисковые)
-
Роторные (колёсные)
-
Плужные (для рыхлых грунтов)
-
Комбинированные (два типа рабочего органа)
Также выделяют траншеекопатели:
История создания
Первые прообразы траншеекопателей появились в начале XX века в США и Германии для нужд телеграфной и дренажной инфраструктуры. Массовое распространение началось в 1940–1950-х годах, когда потребовалось быстрое устройство траншей при строительстве коммунальных систем и в мелиорации. В СССР первые серийные траншеекопатели появились в 1950-х и широко использовались в сельском хозяйстве, особенно для прокладки дренажей и трубопроводов.
Типы
По типу рабочего органа траншеекопатели делятся на:
-
Цепные — режущий орган в виде замкнутой цепи с ковшами или резцами
-
Дисковые (фрезерные) — большой вращающийся диск с режущими зубьями
-
Роторные (барабанные) — барабан с ковшами или резцами, вращающийся по вертикали
-
Плужные — работают по принципу плуга, раздвигающего грунт
-
Виброплужные — дополнительно используют вибрацию для разрушения плотного грунта
Общее устройство
Основные конструктивные элементы траншеекопателя:
-
Ходовая часть (гусеничная или колёсная, либо прицепная)
-
Рама с силовой установкой
-
Рабочий орган (цепной, фрезерный и т. д.)
-
Механизм подачи и заглубления
-
Приводной механизм (гидравлический или механический)
-
Система отвода и укладки вынутого грунта (транспортер, шнек, отвал)
-
Панель управления (ручная, пультовая или автоматическая)
Классификация
Классификация траншеекопателей может быть проведена по следующим признакам:
По типу привода:
-
Механические
-
Гидравлические
По способу установки:
По назначению:
-
Коммунальные
-
Мелиоративные
-
Строительные
-
Промышленные
По производительности:
-
Лёгкие (до 0,2 м³/ч)
-
Средние (0,2–0,5 м³/ч)
-
Тяжёлые (более 0,5 м³/ч)
Основные характеристики
-
Глубина копания: до 2,5–4 м
-
Ширина траншеи: от 100 до 600 мм
-
Скорость копания: от 30 до 120 м/ч
-
Тип привода: дизельный, бензиновый, электрический, гидравлический
-
Масса машины: от 0,5 до 25 т
-
Мощность двигателя: от 15 до 250 л.с.
-
Тип шасси: колёсное, гусеничное, прицепное
-
Рабочая температура эксплуатации: от –30 до +40 °C
Основные производители
Российские производители
-
Челябинские машиностроительные заводы — модели ТЗ-50, ТЗ-80
-
ООО «Промтех» — навесные траншеекопатели на МТЗ
-
ОАО «Амкодор» (Беларусь) — траншеекопатели Амкодор ТР-100
Зарубежные производители
-
Ditch Witch (США) — один из лидеров отрасли, большой модельный ряд
-
Vermeer (США) — тяжёлые траншеекопатели, в т.ч. с автоматикой
-
Trencor (США) — промышленные установки с глубиной копки до 6 метров
-
Tesmec (Италия) — высокоточные фрезерные модели
-
XCMG (Китай) — фрезерные и цепные машины
-
Zoomlion (Китай) — прицепные и самоходные модели
Интересные факты
-
Самые большие траншеекопатели в мире производит компания Trencor: масса — более 100 тонн, глубина копания — до 6 м.
-
Мини-траншеекопатели с двигателями 15–20 л.с. используются в ландшафтном строительстве и прокладке капельного орошения.
-
Существуют роботизированные траншеекопатели с GPS-навигацией и дистанционным управлением.
-
Уникальные траншеекопатели с виброплужным органом применяются для скрытой прокладки кабеля под дорогами, без вскрытия асфальта.
Скрыть