Скрепер – землеройно-транспортная машина, предназначенная для послойной резки, транспортировки и выгрузки (отсыпки) грунтов. Скреперы используются для профилирования площадок, подготовки оснований при дорожном строительстве, возведения земляных сооружений.
История создания скрепер
... Подробнее
Скрепер – землеройно-транспортная машина, предназначенная для послойной резки, транспортировки и выгрузки (отсыпки) грунтов. Скреперы используются для профилирования площадок, подготовки оснований при дорожном строительстве, возведения земляных сооружений.
История создания скреперов
Первые прицепные скреперы созданы еще в 70-х годах XVIII в, в XIX в они получили механизированную тягу в виде паровых тягачей, а в начале XX в – тракторов. Первый скрепер с гидравлическим управлением создан американским инженером Т. Шмайзером в 1910 г. В 1922 г. построен первый двухосный скрепер, в 1933 г. – скрепер с выдвижной задней стенкой, а в 1937 г. – скрепер на основе одноосного тягача. Уже в 1920-х годах скреперы стали производиться малыми партиями и серийно, в том числе и в нашей стране (с 1927 г). Наиболее активно эти машины использовались в 1940-х – 1960-х годах, позднее интерес к ним стал снижаться.
Классификация скреперов
Скреперы делятся на две группы:
Самоходные;
Прицепные.
Самоходные машины классифицируются по количеству ведущих осей:
Двухосные с передней ведущей осью;
Двухосные со всеми ведущими осями;
Трехосные с двумя передними ведущими осями (полуприцепные на базе двухосных тягачей).
Также они делятся на две группы по количеству силовых агрегатов:
С одним двигателем;
С двумя двигателями.
Прицепные скреперы агрегатируются с машинами двух типов:
Колесные тракторы;
Гусеничные тягачи.
Скреперы делятся на два типа по способу загрузки:
С тяговой загрузкой;
С принудительной загрузкой (элеватором или шнеком, только самоходные).
Также скреперы делятся на несколько классов по вместимости ковша, о чем сказано ниже.
Общее устройство скрепера
Скрепер состоит из следующих частей:
Шасси или рама;
Рабочее оборудование – ковш, передняя заслонка и подвижная задняя стенка, в агрегатах с принудительной загрузкой – элеватор или шнек;
Приводы управления рабочим оборудованием.
Основным рабочим оборудованием является ковш, подвижно установленный на раме. На передней кромке ковша крепится нож, который при движении машины срезает слой грунта. Передняя часть ковша закрывается подъемной заслонкой, предотвращающей потерю грунта при транспортировке. Задняя часть ковша выдвижная – она, как поршень, выталкивает грунт при разгрузке. Также задняя стенка обеспечивает подачу грунта с нужной скоростью при отсыпке земляных сооружений. Подъем и опускание ковша, управление заслонкой и задней стенкой осуществляется механическими или гидравлическими приводами.
Рама с ковшом может выполняться в виде прицепа, который эксплуатируется с трактором, или шарнирно монтироваться на колесный тягач, образуя самоходную машину. Для привода скрепера используется один мотор на тягаче, тяжелые машины могут оборудоваться вторым двигателем для привода колес задней оси. Трансмиссия самоходных машин может быть механической, гидравлической, электрической или комбинированной.
Основные характеристики скреперов
Одной из основных характеристик скреперов является объем ковша, по этому параметру машины делятся на классы:
До 5 куб. м;
До 8 куб. м;
До 11 куб. м;
До 16 куб. м;
До 25 куб. м;
Более 25 куб. м.
Из других характеристик можно отметить:
Ширина резания – не более 4000 мм;
Глубина резания – не более 400 мм;
Грузоподъемность – от 10 до 48 т;
Эксплуатационная масса – до 70 т и более;
Дальность транспортировки грунта – до 1000 – 3000 м;
Мощность силового агрегата – от 180 до 600 л. с. и более;
Габариты, база и другие параметры шасси.
В России основные характеристики и конструктивные особенности скреперов устанавливаются ГОСТ 30035-93 и другими документами.
Производители скреперов
В настоящее время скреперы пользуются малым спросом, поэтому в мире их производят всего пять компаний: белорусский Могилевский автомобильный завод (МоАЗ) и американские Caterpillar, Terex, Bell и John Deere (только прицепные модели).
Интересные факты о скреперах
Самые тяжелые и вместительные самоходные скреперы выпускаются компанией Caterpillar это машины серий 637 (637K, 637G) и 657G. Они при массе 56 – 68 т могут перевозить в ковше до 33,6 – 38 куб. м грунта (с «шапкой») весом до 34 – 48 т. Но самым большим в мире является канадский прицепной скрепер K-Tec 1263 ADT: он при собственной массе 27,7 т может перевозить до 48 куб. м грунта весом до 40 т.
Скрыть