Тракторные прицепы и полуприцепы — это специальные виды прицепной техники, предназначенные для перевозки различных грузов в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальной сфере и других отраслях. Они агрегатируются с тракторами посредством сцепных устройств и существенно расширяют функ
... Подробнее
Тракторные прицепы и полуприцепы — это специальные виды прицепной техники, предназначенные для перевозки различных грузов в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальной сфере и других отраслях. Они агрегатируются с тракторами посредством сцепных устройств и существенно расширяют функциональность тракторной техники.
Виды
Тракторные прицепы и полуприцепы классифицируются по следующим основным признакам:
-
По типу конструкции:
-
одноосные,
-
двухосные,
-
многоосные.
-
По типу загрузки:
-
По назначению:
-
универсальные грузовые,
-
специальные (зерновозы, кормовозы, силосовозы, платформы для перевозки сельхозтехники, прицепы-цистерны).
-
По типу сцепки:
-
прицепы (опираются на собственные колеса),
-
полуприцепы (частично опираются на трактор через сцепное устройство).
История создания
История тракторных прицепов тесно связана с развитием сельского хозяйства и механизации транспортных процессов. Появление первых прицепов относится к началу XX века, когда тракторы начали заменять лошадиную тягу.
Первые тракторные прицепы представляли собой переделанные телеги с усиленной рамой и механическим тормозом. В 1930–1940-х годах, с развитием тракторостроения, начали появляться специализированные модели прицепной техники. Особенно активно развитие шло в СССР в 1950–1980-х годах, когда в сельском хозяйстве стали массово использовать тракторы различных классов.
Типы
По числу осей
-
Одноосные — простейшие модели, маневренные и легкие.
-
Двухосные — обеспечивают лучшую устойчивость и увеличенную грузоподъемность.
-
Многоосные — применяются для перевозки тяжёлых грузов, снижают нагрузку на почву.
По направлению выгрузки
-
Задняя выгрузка — наиболее распространённый вариант.
-
Боковая выгрузка — удобна для работы в ограниченном пространстве.
-
Трёхсторонняя выгрузка — универсальный вариант для разных условий.
По специализированности
-
Универсальные — для перевозки широкого спектра грузов.
-
Специализированные — для конкретных грузов: зерна, картофеля, свеклы, кормов, воды, удобрений.
Общее устройство
Стандартная конструкция тракторного прицепа включает следующие элементы:
-
Рама — силовая часть, на которую крепятся все основные узлы.
-
Кузов — грузовая платформа или цистерна.
-
Ходовая часть — оси, колеса, рессоры или балансирная подвеска.
-
Механизм выгрузки — гидравлический подъёмник для самосвальных моделей.
-
Сцепное устройство — петлевое или шкворневое соединение с трактором.
-
Тормозная система — может быть пневматической, гидравлической или механической.
-
Освещение — при необходимости комплектуются светотехникой для движения по дорогам общего пользования.
Классификация
Тракторные прицепы классифицируются по следующим признакам:
Основные характеристики
К основным техническим характеристикам тракторных прицепов и полуприцепов относятся:
-
грузоподъемность: от 500 кг до 30 тонн,
-
объем кузова: от 2 м³ до 50 м³ и более,
-
высота бортов: 500–1500 мм,
-
тип подвески: рессорная, балансирная, пневматическая,
-
размеры колес: варьируются в зависимости от грузоподъемности,
-
наличие системы торможения: обязательно для прицепов массой более 3,5 тонн,
-
угол подъема кузова при выгрузке: до 45°,
-
скорость буксировки: от 20 до 40 км/ч для большинства моделей.
Основные производители
Российские производители
-
Тонар — крупный производитель сельскохозяйственных и строительных прицепов.
-
Лилиани — выпускает широкий спектр тракторных прицепов и полуприцепов.
-
АО "МЗ "Тонар" — специализированные прицепы для зерновых культур.
-
Ремсельмаш — сельскохозяйственные прицепы различной грузоподъемности.
Китайские производители
-
YTO Group Corporation — тракторы и прицепная техника.
-
Shandong Wuzheng Group — сельскохозяйственные и коммунальные прицепы.
-
Foton Lovol — универсальные прицепы для сельского хозяйства.
Интересные факты
-
Самый большой тракторный прицеп для сельского хозяйства — прицеп-ополаскиватель для сахарной свеклы объемом свыше 60 м³, разработанный для применения в крупных агрохолдингах.
-
Самый маленький тракторный прицеп весит менее 100 кг и предназначен для работы с мини-тракторами в садоводстве.
-
Существуют прицепы с уникальными функциями, например, самозагружающиеся кормовозы и прицепы для автоматизированной перевозки рулонов сена.
-
Тракторные полуприцепы с цистернами для воды могут одновременно выполнять функции передвижных заправочных станций для орошения полей.
Скрыть