Самосвалы

Самосвалы на обычном грузовом шасси — это грузовые автомобили, оснащённые кузовом с механизмом опрокидывания для быстрой разгрузки сыпучих и других навалочных материалов. Устанавливаются на базу серийных грузовиков и широко применяются в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве и коммунальном хозяйстве.
Виды
Самосвалы, установленные на стандартное грузовое шасси, бывают различных типов в зависимости от конструкции кузова и направления разгрузки:
-
С задней разгрузкой — кузов поднимается в задней части, материал высыпается назад.
-
С боковой разгрузкой — откид кузова происходит в одну из сторон, используется на ограниченных площадках.
-
Трёхсторонние самосвалы — могут разгружаться назад или в любую из сторон, универсальны.
-
Сверхмощные шасси с укороченной колесной базой — для работы в условиях карьеров и сложного рельефа.
История создания
Прототипы самосвалов появились в конце XIX века. Первые опрокидывающиеся кузова были установлены на повозки с конной тягой, а позже — на паровые и бензиновые грузовики.
В 1910–1920-х годах появились механизмы с ручным подъемом кузова. В 1920-х годах в США начали использовать гидравлические подъёмники, и к середине XX века самосвалы стали массово производиться на базе стандартных грузовиков.
В СССР активное развитие самосвалов началось в 1930-х годах. ЗиС-5 с самосвальным кузовом стал одним из первых серийных отечественных самосвалов. В дальнейшем появлялись модели на базе КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, которые активно применялись в строительстве и промышленности.
Типы
Самосвалы на обычном шасси классифицируются по следующим параметрам:
По типу кузова:
-
Металлический прямоугольный
-
Полукруглый (для сыпучих вязких грузов)
-
С термоизоляцией (для горячего асфальта)
По механизму подъема:
-
Гидравлический с фронтальным цилиндром
-
Подрамный с телескопическими цилиндрами
-
Боковой с наклонными гидроцилиндрами
По числу осей:
-
Двухосные (до 10 т)
-
Трехосные (10–20 т)
-
Четырехосные и более (20–40 т)
Общее устройство
Самосвал на стандартном шасси состоит из следующих компонентов:
-
Шасси грузовика — основа, включающая раму, двигатель, трансмиссию, мосты и кабину.
-
Гидравлическая система подъема кузова — включает насос, цилиндр, распределитель, бачок.
-
Самосвальный кузов — металлический, оснащён запорными замками и шарнирами.
-
Механизм фиксации кузова — предотвращает самопроизвольное опрокидывание.
-
Платформа с возможностью разгрузки — обеспечивает быстрый сброс содержимого.
Классификация
По назначению:
-
Универсальные самосвалы — перевозка ПГС, щебня, песка.
-
Дорожные — для асфальта, с утепленным кузовом.
-
Коммунальные — для вывоза мусора, снега.
-
Сельскохозяйственные — зерно, корма, навоз.
По типу эксплуатации:
-
Дорожные — передвижение по асфальту и твердым покрытиям.
-
Внедорожные (вездеходы) — увеличенный клиренс, усиленные мосты.
-
Карьерные на базе шасси — предназначены для временной эксплуатации в разработках.
Основные характеристики
-
Грузоподъёмность: от 3 до 40 тонн
-
Объём кузова: от 3 до 25 м³
-
Мощность двигателя: от 100 до 500 л.с.
-
Привод: 4×2, 6×4, 6×6, 8×4 и другие конфигурации
-
Материал кузова: высокопрочная сталь, износостойкая (HARDOX, DOMEX)
-
Тип разгрузки: задняя, боковая, трёхсторонняя
-
Скорость разгрузки: 20–60 секунд
Основные производители
Российские производители:
-
КАМАЗ — модели 65115, 6520, 6580 и др.
-
МАЗ — серия 6501, 5550, 6516
-
ГАЗ (Садко, Валдай) — для малогрузовых самосвалов
-
УРАЛ — самосвалы для тяжелых условий и бездорожья
-
Тонар — тяжелые самосвалы на шасси собственного производства
Китайские производители:
-
HOWO (Sinotruk) — популярные модели HOWO A7, ZZ3257
-
Shacman — серия F3000, X3000
-
FAW — FAW J6P с самосвальным кузовом
-
Foton — малогабаритные и среднетоннажные модели
-
Dongfeng — универсальные шасси с различными конфигурациями
Другие международные бренды:
-
MAN, Mercedes-Benz, Volvo, Scania, Iveco — поставляют шасси для установки самосвальных надстроек
Интересные факты
-
Самым большим самосвалом на шасси считается КАМАЗ-65805 "Атлант", рассчитанный на нагрузку до 60 тонн.
-
Один из самых компактных серийных самосвалов — ГАЗель Next с кузовом на 1,5–2 м³, применяется в городском хозяйстве.
-
Китайская компания Sinotruk является мировым лидером по объёмам выпуска самосвалов с 2000-х годов.
-
Самосвалы с трёхсторонней разгрузкой особенно востребованы в Европе благодаря своей универсальности.
-
Некоторые модели оснащаются дистанционным управлением разгрузкой, а также датчиками наклона кузова и контроля перегруза.
- Объем кузова 32 м³
- Грузоподъемность 33 тонн
- Колесная формула 8x4
- Объем кузова 19 м³
- Грузоподъемность 20 тонн
- Колесная формула 6х4
- Объем кузова 34 м³
- Грузоподъемность 41 тонн
- Колесная формула 8x4
- Объем кузова 20 м³
- Грузоподъемность 32 тонн
- Колесная формула 6х4
- Объем кузова 15 м³
- Грузоподъемность 15 тонн
- Колесная формула 6х4
- Объем кузова 27.6 м³
- Грузоподъемность 32 тонн
- Колесная формула 8x4
- Объем кузова 35 м³
- Грузоподъемность 41 тонн
- Колесная формула 8x4