Думпер (от англ. dump – сваливать), мини-самосвал – самосвальная машина для транспортировки сыпучих и жидких грузов на удаление до 1 – 2 км. Отличается от самосвала меньшими габаритами, повышенной маневренностью, возможностью челночного хода (движение в обе стороны без разворот
... Подробнее
Думпер (от англ. dump – сваливать), мини-самосвал – самосвальная машина для транспортировки сыпучих и жидких грузов на удаление до 1 – 2 км. Отличается от самосвала меньшими габаритами, повышенной маневренностью, возможностью челночного хода (движение в обе стороны без разворота). Машины используются на стройплощадках и в стесненных условиях – внутри зданий, в тоннелях, горных выработках.
История думперов
Выпуск думперов наладили британские фирмы Barford Perkins и Aveling Porter в конце 1930-х годов. Активно машины стали использоваться в послевоенное время для восстановления городов, и до сегодняшнего дня основная масса думперов применяется в строительстве.
Устройство думпера
Основу конструкции составляет короткобазное шасси, на котором монтируется самосвальная платформа, место водителя, силовой агрегат и другие механизмы. Шасси может строиться на цельной или шарнирно-сочлененной раме, оснащаться колесами и гусеницами. На раме устанавливается самосвальная платформа в виде бункера или ковша. Платформа может опрокидываться в одну или на три стороны (на поворотной платформе), подниматься или опускаться до уровня земли с помощью подъемника. Управление платформой – гидравлическое.
Место машиниста в малых думперах оборудуется за платформой, у крупных – в передней части. Для обеспечения челночного хода имеются дублированные органы управления и поворотное сиденье.
Классификация думперов
Думперы классифицируются по различным признакам:
Ходовая часть – колесные и гусеничные;
Расположение места водителя – перед или позади платформы;
По способу разгрузки – в одну и на три стороны, с функцией подъема или без нее;
По оборудованию места оператора – открытое место, открытое с каркасом безопасности, в кабине.
Также думперы условно делятся на три группы по грузоподъемности: малые (до 0,8 – 1 т), средние (до 8 т) и большие (до 16 т).
Основные характеристики думперов
К ключевым характеристикам относятся:
Грузоподъемность;
Объем кузова;
Мощность мотора;
Скорость;
Характеристики кузова – высота загрузки и разгрузки, стороны опрокидывания и т.д.
Машины имеют грузоподъемность от 100 кг до десятков тонн, оснащаются кузовом объемом от сотен литров до 5 куб. м и более, имеют двигатели от 5 – 6 до 100 л. с. и более, могут двигаться со скоростью 4 – 20 км/ч и более.
Производители думперов
В России думперы изготавливаются ОАО «Сарэкс», заводом «Бурагрегат» и другими. Из зарубежных производителей популярны Terex, Fiori, JCB, Komatsu, Kubota, Yanmar, Wacker Neuson и другие (всего более пятидесяти компаний в мире).
Интересные факты о думперах
К категории думперов часто относят мототележки, оборудованные ДВС, но управляемые идущим позади оператором. Такие мини-думперы поднимают до 100 кг груза, оснащаются платформами объемом до центнера и двигателями в единицы л. с. Они выполняют работы по транспортировке сыпучих материалов и жидкого бетона на стройплощадках и других объектах.
Скрыть