Научно-исследовательское судно — это специализированное морское или речное судно, предназначенное для проведения научных исследований в различных областях: океанографии, гидрологии, геофизики, биологии, экологии, метеорологии, геологии и других. Такие суда оборудованы современными лабор
... Подробнее
Научно-исследовательское судно — это специализированное морское или речное судно, предназначенное для проведения научных исследований в различных областях: океанографии, гидрологии, геофизики, биологии, экологии, метеорологии, геологии и других. Такие суда оборудованы современными лабораториями, средствами навигации и связи, научными приборами и подъемно-разгрузочным оборудованием для работы с глубоководной техникой и пробоотборными устройствами.
Виды
Научно-исследовательские суда подразделяются по направлению проводимых исследований:
Также существует деление по акваториям применения: морские, океанские, прибрежные, речные и арктические.
История создания
Первые попытки создать научно-исследовательское судно относятся к XVII–XVIII векам, когда начали активно развиваться мореплавание и естественные науки. Знаменитое судно «Бигль», на борту которого совершил кругосветное путешествие Чарльз Дарвин, стало одним из первых примеров научных экспедиций.
В XIX веке появился термин «океанографическое судно» — первым в истории специализированным кораблём такого типа считается британское судно «Челленджер» (1872–1876), которое совершило масштабное научное путешествие и заложило основу современной океанографии.
С XX века, особенно в послевоенный период, развитие научно-исследовательского флота ускорилось благодаря достижениям в радиолокации, акустике, бурении и подводной навигации.
Типы
Существуют следующие основные типы научно-исследовательских судов:
-
судно-лаборатория
-
судно для глубоководных исследований
-
судно-исследователь ледовых условий
-
судно-носитель подводной техники
-
судно для геофизических изысканий
-
судно для экологического мониторинга
-
плавучая обсерватория
-
судно для отбора проб грунта и воды
-
судно для картографических и гидрографических работ
Общее устройство
Научно-исследовательское судно включает следующие основные элементы:
-
надстройки с командным мостиком и научными лабораториями
-
машинно-котельное отделение
-
трюмы для оборудования и образцов
-
площадки для размещения подводных аппаратов
-
гидравлические краны, буровые установки, лебёдки
-
системы позиционирования (в т.ч. динамическое позиционирование)
-
жилые и служебные помещения для экипажа и научного персонала
-
современное навигационное, акустическое и измерительное оборудование
Классификация
Суда классифицируются по следующим критериям:
-
по району плавания: океанские, морские, прибрежные, речные
-
по уровню автономности: дневные, короткого плавания, дальнего плавания
-
по научному направлению: биологические, физико-химические, геофизические
-
по техническому оснащению: с подводной техникой, с буровыми установками, с дистанционными зондами
Основные характеристики
-
Длина: от 20 до 150 м
-
Ширина: от 6 до 30 м
-
Осадка: от 2 до 10 м
-
Скорость: 10–20 узлов
-
Автономность: до 60 суток
-
Экипаж: 10–50 человек
-
Научный персонал: до 100 человек
-
Тип двигательной установки: дизель, дизель-электрическая, газотурбинная
-
Наличие динамического позиционирования: да/нет
-
Наличие посадочной площадки для вертолёта: на крупных судах
Основные производители
Мировые
Российские
-
Адмиралтейские верфи (Санкт-Петербург)
-
Северная верфь
-
Выборгский судостроительный завод
-
Судоверфь "Янтарь"
-
НПО "Сатурн" (оборудование)
Китайские
-
China State Shipbuilding Corporation (CSSC)
-
Jiangnan Shipyard
-
Guangzhou Shipyard International
-
CSIC Marine Design & Research Institute
Интересные факты
-
Самое большое в мире научно-исследовательское судно — китайское «Zhu Hai Yun», построенное в 2022 году. Оно является полностью автономным и может управляться искусственным интеллектом.
-
Российское судно «Академик Трёшников» используется для полярных экспедиций и оснащено вертолётной площадкой и современными лабораториями.
-
Уникальное судно «Falkor (too)» от Schmidt Ocean Institute позволяет учёным бесплатно проводить исследования океана.
-
Судно «REV Ocean» (Норвегия) — одно из самых современных в мире, длина более 180 м, вмещает до 90 исследователей.
-
Первым в мире судном с оборудованием для глубоководного бурения стало «Glomar Challenger» (США), совершившее десятки океанических миссий.
-
В составе флота ВМС США есть научные суда, официально приписанные к гражданским научным агентствам, таким как NOAA.
Скрыть