Манипулятор (бортовой автомобиль с КМУ)

Бортовой автомобиль с КМУ (краново-манипуляторной установкой) — это универсальное транспортное средство, сочетающее функции грузового автомобиля и автокрана. Такая техника предназначена для перевозки различных грузов и их самостоятельной погрузки/разгрузки без привлечения дополнительного подъемного оборудования.
КМУ устанавливается за кабиной или в задней части шасси и позволяет выполнять такелажные операции в ограниченных условиях, на стройплощадках, в сельской местности и при аварийно-спасательных работах.
Виды
По расположению крана
-
С передним размещением КМУ — установка монтируется сразу за кабиной;
-
С задним размещением КМУ — кран расположен в конце рамы, чаще всего на самосвалах или для длинномерных грузов;
-
С центральным размещением — универсальный вариант, используется на длинных шасси.
По конструкции КМУ
-
Телескопические — имеют выдвижные секции стрелы;
-
Сочлененные (гидроманипуляторы) — с шарнирно-сочлененной стрелой ("коленчатая");
-
Стационарные с поворотной колонной — чаще используются в промышленности и на морских платформах.
По базе
-
Легкие (на шасси до 3,5 т) — на базе ГАЗель, Hyundai Porter;
-
Среднетоннажные (до 10 т) — на базе КамАЗ-4308, ISUZU NPR;
-
Тяжелые (от 10 т и выше) — на базе КамАЗ-65117, МАЗ, Shacman, FAW.
История создания
Первые прототипы КМУ появились в середине XX века в Европе, как компактная альтернатива стационарным кранам. Лидерами в разработке стали итальянские и немецкие компании, такие как Fassi и Palfinger. В СССР аналогичные установки появились в 1970-х годах, в основном для лесозаготовительной и строительной отрасли.
Первый в мире кран-манипулятор построила шведская компания HIAB в 1944 году, уже в 1950-х – 1960-х годах КМУ и оборудованную ими технику стали выпускать многие европейские заводы. Первый в СССР кран-манипулятор изготовил в 1955 году Львовский завод автопогрузчиков, оснастив автомобиль ГАЗ-51 КМУ «Гидрокран-4010» грузоподъемностью 500 кг и со стрелой 3,6 м.
С 1990-х годов в России активно развивалось направление производства КМУ отечественного образца, а также начались поставки корейской и японской техники. Бортовые автомобили с КМУ стали незаменимыми в коммунальном, дорожном и энергетическом секторах.
Типы
По назначению
-
Универсальные манипуляторы — для погрузки/разгрузки различных грузов;
-
Лесовозные — с захватами для сортимента и бревен;
-
Трубовозы — с усиленными бортами и ложементами;
-
Бурильно-крановые машины (БКМ) — с буровой и подъемной функцией;
-
Коммунальные — для установки и демонтажа МАФов, контейнеров, малых архитектурных форм.
Общее устройство
Бортовой автомобиль с КМУ состоит из следующих основных компонентов:
-
Шасси — базовая рама с двигателем, трансмиссией и кабиной водителя;
-
Бортовая платформа — металлический кузов с открытыми или откидными бортами;
-
Кран-манипуляторная установка — гидравлический подъемный механизм со стрелой, колонной и опорными лапами;
-
Гидравлическая система — насос, распределители, гидроцилиндры;
-
Стабилизаторы (аутригеры) — выдвижные опоры для устойчивости при работе;
-
Пульт управления — дистанционный или стационарный.
Классификация
По грузоподъемности КМУ
-
Легкие — до 1,5 тонн;
-
Средние — 1,5–5 тонн;
-
Тяжелые — более 5 тонн.
По длине стрелы
-
Короткая (до 6 м);
-
Средняя (6–12 м);
-
Длинная (12 м и более).
По управлению
-
С нижним постом (стационарное управление) — управление осуществляется с земли;
-
С верхним постом — оператор размещается на кресле возле основания стрелы;
-
С дистанционным управлением (пульт) — используется на современных моделях.
Основные характеристики
-
Грузоподъемность КМУ: от 0,5 до 15 тонн;
-
Грузоподъемность автомобиля: от 1 до 20 тонн;
-
Вылет стрелы: от 3 до 22 м;
-
Угол поворота стрелы: до 360° (в зависимости от модели);
-
Тип управления: механическое, гидравлическое, дистанционное;
-
Наличие стабилизаторов: выдвижные или поворотные;
-
Монтаж КМУ: стационарный, съемный.
Основные производители
Российские производители
-
Инман (Ижевский завод) — одна из крупнейших российских компаний;
-
СоюзСпецАвто — установки на базе ГАЗ, КамАЗ, Урал;
-
Чайка-Сервис — бортовые с КМУ и буровые установки;
-
Велмаш — лесовозные и строительные манипуляторы;
-
Клинцы, ПМС, КМУ ПАК — краны и бурильно-крановые установки.
Китайские производители
-
XCMG — широкая линейка КМУ на шасси FAW, Shacman, Howo;
-
Zoomlion — современные установки среднего и тяжелого класса;
-
Foton, Dongfeng, JAC — бортовые автомобили с манипуляторами;
-
UNIC China — лицензионные аналоги японских установок.
Другие зарубежные бренды
-
HIAB (Швеция) — одна из старейших марок КМУ;
-
Palfinger (Австрия) — премиум-класс манипуляторов;
-
Fassi (Италия), Amco Veba (Италия) — средне- и тяжёлые установки;
-
Tadano, Maeda, UNIC (Япония) — японское качество и компактность.
Интересные факты
-
Современные КМУ могут быть оснащены электронными ограничителями грузоподъемности и системой телеметрии.
-
Некоторые модели способны работать в минус 40 °C благодаря гидравлике с низкотемпературным маслом.
-
В странах с развитой инфраструктурой КМУ часто монтируют на электрогрузовики.
-
Есть компактные установки весом менее 500 кг, которые можно устанавливать даже на пикапы.
-
Самые тяжелые и грузоподъемные КМА выпускают австрийская компания PALFINGER, итальянская C.P.S. Group S.p.A. и турецкая Hidrokon – в каталогах этих заводов присутствует техника грузоподъемностью до 50 – 60 тонн.
-
Самый тяжелый в мире КМА грузоподъемностью 150 тонн изготовлен компанией Hidrokon, однако серийно эта машина не выпускается.
Скрыть
Область применения
Бортовые автомобили с КМУ активно используются в различных отраслях:
-
Строительство — доставка и монтаж строительных материалов, ЖБИ, модулей;
-
Коммунальные службы — установка МАФов, контейнеров, уборка мусора;
-
Лесная промышленность — погрузка и транспортировка древесины;
-
Энергетика — установка опор ЛЭП, бурение и монтаж оборудования;
-
Телекоммуникации — монтаж вышек и оборудования связи;
-
Частный сектор — перевозка бытовых грузов, установка бань, бытовок.
- Грузоподъемность крана 7 тонн
- Длина кузова 9 мм
- Грузоподъемность 20 тонн
- Грузоподъемность крана 7 тонн
- Длина кузова 4500 мм
- Грузоподъемность 8 тонн
- Грузоподъемность крана 7 тонн
- Длина кузова 6500 мм
- Грузоподъемность 12 тонн
- Грузоподъемность крана 8 тонн
- Длина кузова 6000 мм
- Грузоподъемность 20 тонн
- Грузоподъемность крана 33.5 тонн
- Длина кузова 9700 мм
- Грузоподъемность 33.5 тонн
- Грузоподъемность крана 5 тонн
- Длина кузова 6200 мм
- Грузоподъемность 8 тонн
- Грузоподъемность крана 10 тонн
- Длина кузова 9700 мм
- Грузоподъемность 18 тонн
- Грузоподъемность крана 8 тонн
- Длина кузова 6200 мм
- Грузоподъемность 8 тонн
- Грузоподъемность крана 8 тонн
- Длина кузова 6900 мм
- Грузоподъемность 12.4 тонн
- Грузоподъемность крана 8 тонн
- Длина кузова 6200 мм
- Грузоподъемность 7.7 тонн
- Грузоподъемность крана: 6 тонн
- Длина кузова: 6 000 мм
- Грузоподъемность: 14.50 тонн
- Грузоподъемность крана: 3 тонн
- Длина кузова: 520 мм
- Грузоподъемность: 10 тонн
- Грузоподъемность крана: 3 тонн
- Длина кузова: 6 000 мм
- Грузоподъемность: 5 тонн
- Грузоподъемность крана: 8 тонн
- Длина кузова: 6 200 мм
- Грузоподъемность: 10 тонн
- Грузоподъемность крана: 15 тонн
- Длина кузова: 9 мм
- Грузоподъемность: 20 тонн
- Грузоподъемность крана: 7 тонн
- Длина кузова: 6 000 мм
- Грузоподъемность: 6 тонн
- Грузоподъемность крана: 2 500 тонн
- Длина кузова: 3 000 мм
- Грузоподъемность: 5 000 тонн
- Грузоподъемность крана: 3 тонн
- Длина кузова: 6 мм
- Грузоподъемность: 5 тонн
- Грузоподъемность крана: 7 тонн
- Длина кузова: 6 000 мм
- Грузоподъемность: 5 тонн
- Грузоподъемность крана: 6 тонн
- Длина кузова: 7 000 мм
- Грузоподъемность: 10 тонн