Эвакуатор – специальная машина, оборудованная для погрузки, перевозки и выгрузки транспортных средств. Спецтехника применяется для перевозки автомобилей в случае их неисправности или повреждении в ДТП, при нарушении ПДД, а также в ситуациях, когда автовладелец не может лично перегнать авто
... Подробнее
Эвакуатор – специальная машина, оборудованная для погрузки, перевозки и выгрузки транспортных средств. Спецтехника применяется для перевозки автомобилей в случае их неисправности или повреждении в ДТП, при нарушении ПДД, а также в ситуациях, когда автовладелец не может лично перегнать автомобиль в пункт назначения.
История эвакуаторов
Автомобильный эвакуатор разработан американским автомехаником Эрнестом Холмсом в 1916 году. Идея специального автомобиля пришла в голову Холмсу, когда он пытался вытащить застрявший автомобиль своего друга. Первым эвакуатором стал грузовой Cadillac, оснащенный лебедкой и небольшим подъемным краном, транспортировка автомобилей производилось буксировкой с частичной погрузкой. Новая техника получила распространение в США, а позже и в Европе. В нашей стране эвакуаторы не производились, только в 1970-х годах появились отдельные модели эвакуаторов на базе КрАЗ. Массово эвакуаторы в России стали изготавливаться с конца 1990-х.
Классификация и конструкция эвакуаторов
Эвакуатор состоит из трех частей:
Погрузочное оборудование;
Транспортная платформа;
Базовое шасси.
Эвакуаторы классифицируются по конструкции платформы и типу погрузочного оборудования.
Платформы бывают трех типов:
Стационарная прямая;
Стационарная ломаная;
Подъемно-сдвижная.
Прямая платформа проста по конструкции – это плоская грузовая площадка, комплектуемая аппарелями (трапами) для заезда транспорта. Ломаная платформа условно состоит из двух частей: передней прямой и задней наклонной. Платформа оснащается аппарелями, которые вместе с наклонной частью обеспечивают заезд автомобиля. Подъемно-сдвижная платформа является механизированной, она может сдвигаться назад и принимать наклонное положение для заезда транспортного средства. Платформы всех типов комплектуются устройствами для фиксации автомобиля: упорами, ремнями или тросами, захватами и т.д.
На эвакуаторах используется два типа погрузочного оборудования:
Тросовые лебедки;
Краноманипуляторные установки (КМУ) с гидроприводом.
Лебедка устанавливается в передней части платформы (за кабиной) и обеспечивает втягивание транспортируемого автомобиля по аппарелям. Подъемно-сдвижные платформы также оснащаются лебедками. Для погрузки транспортных средств с заблокированными колесами используются подкатные тележки.
КМУ тоже располагаются за кабиной, для загрузки автомобилей установка оснащается траверсой – перекладиной с четырьмя тросовыми крюковыми захватами. Для обеспечения устойчивости машина оснащается выдвижными опорами (аутригерами). КМУ устанавливаются на технике, построенной на базе среднетоннажных и большегрузных шасси с прямой платформой.
В отдельную категорию выделяется грузовой эвакуатор, используемый для перевозки грузового транспорта, автобусов и иного транспорта. Эвакуация осуществляется буксировкой с частичной погрузкой: одна ось транспортируемого автомобиля поднимается (вывешивается) и фиксируется на эвакуаторе, противоположна ось остается на дороге. Грузовые эвакуаторы могут оснащаться гидравлическими манипуляторами, телескопической стрелой-брилем, подкатными прицепными устройствами, лебедками и иными устройствами.
Характеристики эвакуаторов машин
Для различных типов эвакуаторов важны следующие характеристики:
Грузоподъемность;
Размер транспортной платформы;
Погрузочная высота;
Характеристики лебедки – тяговое усилие, длина троса и другие;
Характеристики КМУ – грузоподъемность, длина стрелы, вылет, высота подъема и т.д.;
Для машин с наклонно-сдвижной платформой – угол наклона платформы.
Эвакуаторы для легковых автомобилей имеют грузоподъемность 3,5 – 6 т, оснащаются платформой длиной до 5 м с погрузочной высотой 0,7 – 1 м, лебедкой с тяговым усилием до 4 – 5 т и длиной троса 20 – 30 м. КМУ имеют грузоподъемность до 7 – 11 т и оснащаются стрелой длиной до 6 – 7 м. Угол наклона подъемно-сдвижных платформ составляет 10 – 14 градусов.
Производители эвакуаторов
В России эвакуаторы изготавливаются заводами ГАЗ (на базе шасси «ГАЗель», «Валдай», ГАЗон), КАМАЗ и «Урал». Сборка эвакуаторов также осуществляется заводами спецавтомобилей «Фаворит-Сервис», «Чайка-Сервис», ООО «Центртранстехмаш», ООО «Автомеханический завод» (АМЗ) и другими. Для производства эвакуаторов используются шасси Hyundai, Howo, Isuzu, Tata, Nissan, DAF, Iveco, MAN, Hino, Scania и других марок.
Интересные факты об эвакуаторах
Самый большой и мощный эвакуатор в мире Masterlift создан немецкой компанией Gross. Машина грузоподъемностью до 100 т построена на базе четырехосного шасси Mercedes-Benz Arocs 4163 с двигателем мощностью 640 л. с. Надстройка с манипулятором, лебедкой и иным оборудованием разработана компанией Brechtel. Эвакуатор построен в единственном экземпляре.
Скрыть