Башенные краны
Более полное определение башенных кранов звучит следующим образом: « Башенными кранами называют строительные краны со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально установленной башни, принцип работы которого заключается в перемещении грузов и монтажу строительных конструкций за счет сочетания рабочих движений, таких как, подъем и опускание груза, изменении угла вылета самой стрелы башенного крана или путём перемещаемой по стреле, грузоподъёмной лебёдки, а также, поворота стрелы или всей башенной конструкции с грузом, и передвижением самого подъёмного башенного крана по строительной площадке (для передвижных кранов) ».
Строительные башенные краны используют как основные грузоподъемные машины для выполнения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в гражданском, промышленном и энергетическом строительстве.
Сокращённо, краны башенного типа, называют кран КБ.
Особенности крана башенного типа
Универсальное высотное крановое оборудование рассчитано на грузы 5 - 10 тонн. С его помощью можно поднять к месту строительных работ нужный материал и оснастку. Но существует и мощная подъемная спецтехника, способная справиться с весом до 100 тонн. Без нее не обойтись, если нужно, к примеру, поднять наверх турбину.
Башенные краны перевозят в разобранном виде и собирают непосредственно на стройке. Сборка занимает четыре рабочих смены, для нее требуются автокран и 7-8 рабочих.
Есть у этих технических устройств и еще одна особенность: они способны сами себя строить. Когда высоты этого гиганта начинает не хватать, он сам поднимает наверх очередной пролет для своей башни, рабочие устанавливают его, и крановая конструкция как чулок наползает на новый пролет, поднимая стрелу выше.
Основные характеристики крана башенного типа:
- Высота подъема груза – от этой характеристики зависит высота здания, которое можно построить.
- Максимально допустимый вес груза – главный показатель мощности подъемного оборудования.
- Вылет стрелы – этот параметр определяет радиус действия крана и является важным показателем его эффективности.
- Скорость подъема груза.
- Скорость поворота стрелы.
- Скорость перемещения самой машины.
Эти характеристики влияют на производительность работ на стройплощадке.
Устройство башенного крана:
- Рама – основа, на которую устанавливается остальное оборудование. Расположена внизу всей конструкции.
- Ходовая тележка – с ее помощью машина передвигается. Тележка устанавливается под раму.
- Опорно-поворотное устройство – с помощью опорно-поворотного устройства кран может поворачиваться вокруг своей оси.
- Платформа – нужна для установки башни и противовеса.
- Башня – вертикальная часть конструкции, на которую установлены стреловая часть и кабина. Именно башня делает крановую технику механизмом, способным поднимать тяжести на большую высоту.
- Кабина – помещение в верхней части башни, где расположены органы управления и приборы.
- Стрела – основный горизонтальный элемент конструкции. На стреловой части устанавливается грузоподъемное устройство.
- Грузовая тележка – нужна для перемещения груза вдоль стреловой конструкции. Устанавливается только на стрелах балочного типа.
- Консоль – расположена с противоположной части стреловой конструкции, поэтому у консоли есть второе название - контрстрела. Нужна, чтобы создать рычаг, который уравновесит рабочий вес стреловой части.
- Оголовок – специальная секция, устанавливается на башню выше стреловых элементов. Через оголовок перекинуты тросы, которые поднимают и опускают стреловую конструкцию.
- Противовес – обычно представляет собой набор бетонных плит, цель которых уравновесить груз, висящий под стрелой. Чаще всего противовес устанавливают внизу крановой конструкции, связывая его тросами со стрелой. Но противовес может быть установлен и на специальной консоли напротив стреловой части, уравновешивая ее.
Чем башенные краны отличаются друг от друга?
Высотная спецтехника бывает разных видов и различается по целому ряду конструктивных решений.
- Стационарные краны – не имеют ходовой части. Их часто делают приставными. Такие крановые конструкции накрепко присоединяют к зданию, которое они строят. Приставное крановое оборудование не может перемещаться по стройплощадке. Зато в сравнении с передвижным оно дешевле, обладает более высокой грузоподъемностью и его проще монтировать.
- Передвижные краны – могут перемещаться по стройплощадке. Различаются по типу ходовой тележки. Самый распространенный вариант - рельсовый. Рельсы надежны, дают возможность управлять движением башенного гиганта из кабины оператора. В то же время рельсы необходимо время от времени осматривать и проверять на дефекты. От того, как уложены рельсы и в каком состоянии они находятся, напрямую зависит устойчивость крана.
Кроме того, передвижное крановое оборудование может находиться на гусеничной или на автомобильной платформе, иметь пневмоколесную ходовую тележку. Встречается и шагающая спецтехника башенного типа.
По типу башни – с поворотной башней и с неподвижной. Кран с поворотной башней поворачивается целиком, за исключением рамы и ходовой тележки. Если башня неподвижная, то поворачивается только стреловая часть.
По типу стреловой конструкции – стрела бывает подъемная и балочная. У подъемной стрелы подъемно-грузовое устройство расположено на конце. Стреловая часть может подниматься под углом к башне, или опускаться вниз. Балочная стрела неподвижна. На ней установлена грузовая тележка, которая перемещается по всей длине стреловой части, меняя положение грузоподъемного механизма.
Кроме того, крановые конструкции башенного типа бывают быстрого монтажа, безоголовочные и высотные. Первые сконструированы таким образом, чтобы их можно было максимально быстро собрать на стройплощадке.
В конструкциях безоголовочного типа стреловой элемент удерживается в горизонтальном положении не тросами, а с помощью других механических устройств. И наконец, высотное подъемное оборудование рассчитано на строительство небоскребов.
Почему он не падает?
На многометровый кран, пытаясь его уронить, действует множество сил. Самая большая - вес груза. Кроме того, при повороте крановых конструкций возникают центробежные силы. В результате торможения при подъеме или опускании груза, а также, когда кран двигался или разворачивался, появляются силы инерции.
Наконец, немалое влияние на устойчивость башенного гиганта оказывают атмосферные явления: ветер, снег и наледь на конструкциях. Все эти факторы учитываются при его проектировании:
- В основе конструкции любого башенного крана лежит идея уравновесить вес груза, который тому предстоит поднимать. Эту задачу выполняет противовес. Он сдвигает центр тяжести крановой конструкции в свою сторону, создавая задел устойчивости. Она называется собственной. Когда крюк цепляет груз, центр тяжести смещается в сторону груза, но с учетом противовеса остается в допустимых пределах. Это называется грузовой устойчивостью.
- Центробежные силы конструкторы ограничивают скоростью вращения узлов машины, от сил инерции избавляются, избегая резких остановок грузового троса и крановых механизмов.
- Для каждого башенного крана есть ограничения по скорости ветра. В штормовой ветер все работы прекращаются. Кроме того кран конструируют так, чтобы он обладал минимально возможной парусностью.
Техника не стоит на месте. Теория и практика строительства подъемных механизмов, дающих возможность строить высокие здания, продолжает развиваться, выполняя главную задачу: поднять все более тяжелые грузы как можно выше.
Скрыть- Грузоподъемность крана: 8 тонн
- Длина стрелы: 50 м
- Тип крана: Стационарный
- Грузоподъемность крана: 12 тонн
- Длина стрелы: 83 м
- Тип крана: Стационарный
- Грузоподъемность крана: 12 тонн
- Длина стрелы: 68 м
- Тип крана: Стационарный
- Грузоподъемность крана: 10 тонн
- Длина стрелы: 58 м
- Тип крана: Стационарный
- Грузоподъемность крана: 8 тонн
- Длина стрелы: 60 м
- Тип крана: Стационарный
- Грузоподъемность крана: 8 тонн
- Длина стрелы: 47 м
- Тип крана: Стационарный
- Грузоподъемность крана: 6 тонн
- Длина стрелы: 50 м
- Тип крана: Стационарный
- Грузоподъемность крана: 50 тонн
- Тип крана: Стационарный
- Длина стрелы: 80 м
- Длина стрелы: 55 м