Грузовики-металловозы, или ломовозы, — это специализированные транспортные средства, предназначенные для перевозки лома черных и цветных металлов. Такие автомобили широко используются в сфере вторичной переработки металлов, на металлобазах, в промышленности и логистике. Их конструкция а
... Подробнее
Грузовики-металловозы, или ломовозы, — это специализированные транспортные средства, предназначенные для перевозки лома черных и цветных металлов. Такие автомобили широко используются в сфере вторичной переработки металлов, на металлобазах, в промышленности и логистике. Их конструкция адаптирована под транспортировку тяжёлых, негабаритных и часто острых металлических фрагментов.
Виды
В зависимости от конструкции кузова, способа погрузки и типа шасси металловозы делятся на следующие основные виды:
1. Ломовозы с гидроманипулятором
Оснащены краном-манипулятором с грейферным захватом, что позволяет выполнять самостоятельную загрузку и разгрузку металлолома без привлечения дополнительной техники.
2. Ломовозы без гидроманипулятора
Имеют усиленный кузов, но не оборудованы манипулятором. Погрузка осуществляется с помощью сторонней техники — погрузчиков, экскаваторов и т. д.
3. Самосвальные ломовозы
Кузов имеет возможность опрокидывания (задняя или боковая разгрузка). Удобны для быстрой выгрузки металлолома в контейнеры или на площадки.
4. Прицепные и полуприцепные металловозы
Применяются в составе автопоездов для перевозки больших объемов лома. Обычно работают в паре с седельными тягачами или балластными тягачами.
5. Контейнерные ломовозы
Оборудованы системой мультилифт или крюковой загрузки. Используют сменные контейнеры для лома, что сокращает простой при погрузке.
История создания
Появление металловозов тесно связано с развитием промышленной переработки лома в XX веке. До этого лом перевозился в открытых платформах, обычных самосвалах или кузовах без какой-либо защиты.
С 1960–70-х годов начали появляться первые специализированные грузовики с усиленными кузовами, предназначенные для работы с тяжелыми фракциями металла. Появление гидроманипуляторов позволило сделать технику полностью автономной. В Советском Союзе широкое распространение получили переделанные варианты ЗИЛов, КАМАЗов и Уралов с установленными крановыми установками.
Современные металловозы — это высокоэффективные машины, часто с электронными системами управления, многофункциональными манипуляторами и адаптированными для городской и загородной эксплуатации.
Общее устройство
Грузовик-металловоз включает в себя следующие основные компоненты:
-
Шасси грузового автомобиля — база, на которой устанавливается надстройка.
-
Кузов-металлоприемник — усиленная металлическая платформа с высокими бортами (от 1,5 до 3 м). Изготавливается из износостойкой стали.
-
Гидроманипулятор — крановая установка с грейферным захватом. Устанавливается за кабиной или в задней части.
-
Гидросистема — управляет манипулятором и, при наличии, системой подъема кузова.
-
Пульт управления — дистанционный или стационарный пульт для управления манипулятором.
-
Дополнительное оборудование — фонари освещения, видеокамеры, защита кабины, навесное оборудование для зимней или круглогодичной работы.
Классификация
Металловозы классифицируются по нескольким параметрам:
1. По типу кузова:
2. По наличию манипулятора:
-
С манипулятором
-
Без манипулятора
3. По грузоподъёмности:
-
Лёгкие (до 10 тонн)
-
Средние (10–20 тонн)
-
Тяжёлые (более 20 тонн)
4. По типу грейфера:
5. По типу транспортного средства:
-
Бортовой ломовоз
-
Полуприцеп-ломовоз
-
Автопоезд с прицепом
Основные характеристики
-
Грузоподъёмность: от 5 до 30 тонн
-
Объём кузова: от 15 до 60 куб. м
-
Высота бортов: от 1,5 до 3 м
-
Масса манипулятора: 1–2 т
-
Дальность вылета стрелы: от 5 до 10 м
-
Угол поворота стрелы: до 360°
-
Материал кузова: износостойкая сталь (Hardox, DOMEX, Strenx)
-
Тип управления манипулятором: гидравлический, пропорциональный, с пультом
-
Система разгрузки: опрокидывание (гидравлика), крюковая, цепная
Основные производители
Российские производители:
-
КАМАЗ — платформа для металловозов, модели с манипуляторами VM10L74, VM8L66
-
МАЗ — шасси с установленными кузовами и манипуляторами
-
Урал — ломовозы для тяжёлых условий эксплуатации
-
Автоспецмаш, Техинком, УралСпецТранс, Русбизнесавто, ЧМЗАП — производят надстройки, кузова и прицепы-ломовозы
Зарубежные производители:
-
Hyva (Нидерланды) — манипуляторы и гидравлическое оборудование
-
Hiab (Швеция) — крановые установки
-
Palfinger (Австрия) — многофункциональные манипуляторы
-
Fassi (Италия) — гидроманипуляторы
-
Kinshofer (Германия) — грейферные захваты
Интересные факты
-
Самый большой ломовоз в России — автопоезд на базе MAN или КАМАЗ с прицепом, объём кузова до 65 куб. м и грузоподъёмностью до 35 тонн.
-
Самый маленький ломовоз — на базе малотоннажного шасси ГАЗон NEXT с небольшим манипулятором и кузовом до 15 куб. м.
-
Современные металловозы могут работать в круглосуточном режиме благодаря системе видеонаблюдения, камерам заднего вида и автономным источникам питания.
-
Грейферные захваты ломовозов способны поднимать до 1,5 тонн металла за один раз.
-
Некоторые модели манипуляторов оснащаются радиоуправлением с дистанцией до 100 метров.
Скрыть