Дорожная фреза (холодная фреза, холодный профилировщик) – дорожная машина, предназначенная для послойного удаления твердых дорожных покрытий (асфальтобетонных, цементобетонных) с целью ремонта или реконструкции. Фрезы используются для локального (при «ямочном» ремонте) или полного (при рек
... Подробнее
Дорожная фреза (холодная фреза, холодный профилировщик) – дорожная машина, предназначенная для послойного удаления твердых дорожных покрытий (асфальтобетонных, цементобетонных) с целью ремонта или реконструкции. Фрезы используются для локального (при «ямочном» ремонте) или полного (при реконструкции) удаления твердых покрытий под укладку асфальтобетона.
История создания дорожных фрез
Первые агрегаты для удаления дорожного покрытия появились в середине XX в, но принцип фрезерования вращающимся барабаном применен только в 1970 г. Причем исторически первой была технология горячего фрезерования, которая сегодня почти не применяется. В 1975 г. созданы машины для холодного фрезерования, которые быстро получили распространение, в 1980-х годах они стали строиться и в СССР. Сегодня эта техника стала одной из основных в сфере ремонта дорог.
Классификация холодных фрез
Техника делится на три группы по агрегатированию:
Самоходные;
Навесные и полунавесные (полуприцепные);
Прицепные.
Самоходные делятся на два типа:
На колесном ходу;
На гусеничном ходу.
Навесная, полунавесная и прицепная техника классифицируется способом привода рабочего органа:
От двигателя базовой машины;
От собственного силового агрегата.
Все типы машин могут иметь привод фрезы двух типов:
Механический;
Гидравлический (гидрообъемный или иного типа).
Также дорожные фрезы классифицируются по конструкции барабанов, используемых резцов и назначению. Выделяются фрезы черновые, стандартные, чистовые, профилирующие, стабилизирующие, микрофрезерные (для повышения шероховатости основания), специальные (узкие, круглые, V-образные для канав) и другие.
Устройство дорожных фрез
Любая дорожная фреза имеет несколько основных элементов:
Рабочий орган – фреза (барабан);
Шасси или рама;
Привод фрезы и механизмы управления.
Фреза – стальной барабан, на котором смонтированы резцедержатели и сменные резцы с твердосплавными наконечниками. Резцы расположены в определенном порядке (спирально), они перекрывают друг друга и снимают материал без пропусков. Фреза может располагаться между колесами/гусеницами шасси или на раме, она вращается со скоростью до 250 – 300 об/мин, для предотвращения разлета материала закрывается кожухом.
В самоходных и прицепных фрезах предусмотрен транспортер (ленточный конвейер), с помощью которого осуществляется погрузка материла в кузов транспортного средства. Для подачи снятого материала на транспортер используются лопаточные погрузочные механизмы.
Самоходные фрезы имеют силовой агрегат, системы управления, кабину машиниста и другие системы. Современные агрегаты оборудуются системами контроля и автоматического управления.
Характеристики дорожных фрез
Для машин важны следующие характеристики:
Ширина фрезерования;
Глубина фрезерования;
Рабочая скорость;
Эксплуатационная масса;
Для самоходных – мощность двигателя и характеристики шасси (транспортная скорость, преодолеваемые уклоны, радиус поворота и т.д.);
Характеристики фрез – диаметр и ширина, расстояние между резцами, типы резцов, угол атаки резцов и другие.
Большинство агрегатов имеют рабочую ширину 300 – 2500 мм, но выпускаются фрезы дорожные шириной до 5800 – 6000 мм. Максимальная глубина фрезерования лежит в пределах 60 – 320 мм, но в отдельных случаях может достигать 500 – 600 мм. Рабочая скорость не превышает 30 – 40 м/мин, но некоторые фрезы могут снимать до 60 – 95 погонных метров АБП в минуту. Масса самоходных машин лежит в пределах от единиц до 20 – 40 т, навесные агрегаты весят от нескольких центнеров до тонны. Самоходные фрезы оснащаются моторами мощностью от 70 до 600 л. с. и выше.
В России характеристики и особенности холодных фрез регламентируются стандартом ГОСТ 31556-2012 и смежными документами.
Производители холодных фрез
Техника для фрезерования АБП выпускется отечественными заводами «Брянский арсенал» и «Михневский ремонтно-механический завод». Фрезы предлагают белорусскими предприятиями «Амкодор», «Белдортехника», «Борисовский завод грунторезной техники», «Дорэлектромаш». Среди иностранных компаний ведущие позиции занимают немецкие Wirtgen и Bomag, шведская Dynapac, американские Roadtec, Terex и Caterpillar, английская JCB, японская Sakai, а также китайские Sany, XCMG, YTO, Zoomlion и другие.
Интересные факты о дорожных фрезах
Самой большой и тяжелой фрезой на сегодняшний день является Terex PR-1050. Машина имеет массу до 54 т и оборудована двигателем мощностью 870 л. с., комплектуется фрезами шириной от 3810 до 5800 мм, которые могут снимать слой АБП на глубину до 640 мм со скоростью до 24 м/мин.
Скрыть