Ямобур – установка для бурения неглубоких скважин и иных отверстий цилиндрического профиля в грунте. Агрегаты используются в различных отраслях строительства для быстрого рытья ям под монтаж столбов, опор ЛЭП, элементов фундамента, прокладки коммуникаций, обустройства колодцев, а также в б
... Подробнее
Ямобур – установка для бурения неглубоких скважин и иных отверстий цилиндрического профиля в грунте. Агрегаты используются в различных отраслях строительства для быстрого рытья ям под монтаж столбов, опор ЛЭП, элементов фундамента, прокладки коммуникаций, обустройства колодцев, а также в благоустройстве и лесном хозяйстве для посадки растений, в геологоразведке и иных сферах.
История ямобуров
Первый в мире ямобур разработан на Горьковском автозаводе (ГАЗ) в 1945 г. по заказу города для механизации посадки большого числа плодовых деревьев. На заводе в короткие сроки была создана специальная буровая установка для рытья неглубоких ям на базе полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-67. Уже в 1945 – 1946 гг. машина горьковской конструкции использовалась для высадки деревьев в Москве. Позже аналогичную технику начали выпускать европейские и американские заводы.
Классификация и конструкция ямобуров
Бурильное оборудование для ям делится на четыре группы:
Ручные – бензобуры;
Универсальные навесные – гидровращатели (гидробуры);
Самоходные на собственном шасси;
Бурильно-крановые машины (БКМ) – крано-манипуляторное устройство (КМУ) с буровой установкой на шасси грузового автомобиля.
Конструктивно ямобуры (за исключением большинства ручных бензобуров, о которых рассказано в отдельной статье) одинаковы, они состоят из следующих компонентов:
Гидровращатель – узел с гидравлическим мотором, обеспечивающий вращение рабочего органа;
Навесное устройство или устройство для монтажа гидровращателя на стрелу;
Съемный шнек.
Гидровращатель может монтироваться практически на любые агрегаты и машины: стрелы экскаваторов, КМУ, погрузчиков, навесные устройства тракторов, на рамы для навески на тракторы или грузовые автомобили, и т.д. Он подключается к гидравлической системе шасси и обеспечивает вращение шнека с высоким усилием.
Основным рабочим органом ямобура является шнек, который для увеличения глубины бурения может комплектоваться удлинителями (вставками). Шнеки отличаются устройством режущей кромки, но в целом работают одинаково: при вращении непрерывно срезают небольшой слой грунта и винтом выбрасывают его на поверхность.
Характеристики ямобуров
Основными характеристиками агрегатов являются:
Глубина бурения;
Диаметр бурения;
Крутящий момент;
Частота вращения шнека;
Категории грунтов.
Ямобуры в зависимости от типа могут рыть скважины глубиной до 5 м, КМУ с буровой установкой – до 10,5 – 11 м (с удлинителями), диаметр скважин – от 200 до 800 – 900 мм, отдельные модели – до 1500 мм (для рытья колодцев). Гидровращатели могут развивать крутящий момент от 0,9 до 45 кНм и более, обеспечивая вращение шнека с частотой до 40 об./мин и его проникновение в грунты I – III (реже до IV) категорий.
Основные производители ямобуров
Ямобуры различных типов производит большое количество российских и зарубежных предприятий. Крупнейшие производители в СНГ – Технопарк «Импульс» (гидровращатели Impulse), завод «Рускомтранс», ОАО «Стройдормаш», ОАО «Ивэнергомаш», белорусский завод «Амкодор» и другие. Из зарубежных компаний наибольшую известность получили производители гидровращателей Digga, Delta, Hydra, Erkat и другие, разнообразные по типу и конструкции ямобуры предлагают уже указанные компании, а также Caterpillar, JCB, Kanglim, Donghae и многие другие.
Интересные факты о ямобурах
Одним из самых мощных гидровращателей в мире является итальянский Hydra T16000, развивающий крутящий момент до 160 000 Нм. Агрегат при собственном весе 900 кг может работать по тяжелым грунтам со стандартными шнеками диаметром до 900 мм и длиной до 1500 мм. Он предназначен для эксплуатации на экскаваторах и иной технике массой 35 – 45 т., используется для выполнения широкого круга бурильных работ в строительной сфере.
Скрыть