Колесный бульдозер – самоходная землеройная машина на колесном шасси, оснащенная управляемым отвалом. Предназначен для выполнения широкого круга работ: послойного срезания и перемещения грунта, выравнивания грунта и сыпучих материалов, извлечения каменистых включений и т.д. За счет колесно
... Подробнее
Колесный бульдозер – самоходная землеройная машина на колесном шасси, оснащенная управляемым отвалом. Предназначен для выполнения широкого круга работ: послойного срезания и перемещения грунта, выравнивания грунта и сыпучих материалов, извлечения каменистых включений и т.д. За счет колесного шасси значительно облегчается перевозка бульдозера, повышается скорость работы и расширяются возможности применения машин на ровных твердых покрытиях.
История колесных бульдозеров
Первые бульдозеры были построены на базе гусеничных машин, так как колесные тракторы обладали недостаточной мощностью и сцепление с грунтом. Только в 50-х – 60-х гг. прошлого века колесные машины достигли мощностей, которых было достаточно для выполнения землеройных работ. В СССР такой машиной стали колесные тракторы 5 тягового класса К-702 и К-703 (модификации К-700 «Кировец»), массовый выпуск которых начался с 1980-х годов. Сегодня колесные бульдозеры находят широкое применение в строительстве, сфере ЖКХ, добывающей промышленности и других отраслях.
Общее устройство колесных бульдозеров
Конструкция колесного бульдозера включает три основных компонента:
Базовое колесное шасси – серийный трактор или специально разработанное шасси;
Отвал;
Привод отвала.
Отвал может располагаться в передней и задней части трактора, на машине также может быть предусмотрено вспомогательное оборудование – рыхлитель, прицепное устройство и другое.
Классификация колесных бульдозеров
Колесные бульдозеры делятся на группы в зависимости от типа отвала и его привода.
На машины могут устанавливаться отвалы следующих типов:
Неповоротный – всегда располагается перпендикулярно оси трактора;
Поворотный – может изменять угол поворота относительно оси трактора;
Универсальный – состоит из двух половин, что позволяет изменять конфигурацию.
При это нож может быть прямым, полусферическим (изгибы в верхней и нижней части) или сферическим (изгибы со всех сторон) по форме.
Сегодня на колесных бульдозерах используется привод отвала двух типов:
Механический (либо электромеханический);
Гидравлический (гидрообъемный или гидродинамический).
Привод позволяет поднимать и опускать отвал, поддерживать на необходимой высоте, наклонять, производить перекос, создавать давление на грунт.
Основные характеристики колесных бульдозеров
К ключевым характеристикам машин относятся тяговый класс, мощность, снаряженная масса и скорость передвижения. Бульдозеры на колесном ходу выпускаются на базе тракторов 5, 7, 8 и 9 тяговых классов, они оснащаются моторами мощностью 210 – 500 л. с., имеют массу в пределах 9,5 – 50 т и могут передвигаться со скоростями до 35 – 40 к/ч.
Главные производители и модели колесных бульдозеров
Значительное число марок колесных бульдозеров выпускается в России: Петербургским тракторным заводом (на базе тракторов «Кировец»), Петербургским машиностроительным заводом (машины «Станислав»), ЧТЗ, «Четра», «Техстроймаш» (машины «Тэсмарк»), «Балтиец» и другими. Мощные бульдозеры на колесном ходу выпускает «БЕЛАЗ» (серия БЕЛАЗ-7823) и МОАЗ, а также украинский ХТЗ. Из зарубежных производителей наиболее известны Caterpillar, Komatsu, Shantui и некоторые другие.
Интересные факты о колесных бульдозерах
Самый большой в мире колесный бульдозер – американский Melrose M880. С 1970 по 1986 гг. выпущено около десяти единиц этих 102-тонных машин, часть из которых все еще трудится и сегодня. Самым мощным серийным колесным бульдозером, который производится в настоящее время, является российский «Четра» ТК-25 мощностью до 560 л. с. и массой 45,6 т. Российской машине несколько уступают БЕЛАЗ-7823, мощность которых приближается к 500 л. с., а масса достигает 50 т.
Скрыть