Снаряд для активного отдыха, или персональный летательный аппарат (ПЛА), — это компактное транспортное средство, предназначенное для индивидуального полёта и активного досуга. В отличие от традиционной авиации, такие устройства разрабатываются с акцентом на простоту управления, мобильность, зрелищность и эмоциональное восприятие полёта. К ним относятся джетпаки, ховербайки, реактивные ранцы, аэродоски и другие типы вертикально взлетающих устройств, способных поднимать одного человека в воздух.
Виды
Существуют различные виды персональных летательных аппаратов:
-
Реактивные ранцы (джетпаки) — устройства с реактивной или турбореактивной тягой, закреплённые за спиной.
-
Ховербайки — летающие мотоциклы на воздушной подушке или винтах.
-
Аэродоски — платформы, парящие в воздухе с помощью вентиляторов или реактивной тяги.
-
Гидроретивные устройства — водные джетпаки и флайборды, поднимающиеся за счёт давления воды.
-
Мультикоптеры для одного человека — дроны, рассчитанные на пилота.
История создания
Идея персонального полёта появилась ещё в середине XX века. Первые джетпаки испытывались в США в 1960-х годах, но были ограничены малым временем полёта и большой опасностью. В XXI веке развитие лёгких турбин, мощных аккумуляторов и композитных материалов дало толчок массовому экспериментированию в области персональных летательных аппаратов. Такие устройства, как Martin Jetpack, Flyboard Air и GEN H-4, стали знаковыми вехами в развитии ПЛА.
Типы
-
Турбореактивные (на керосине или авиационном топливе)
-
Электрические (на аккумуляторах и электромоторах)
-
Гидравлические (с питанием от мощных водяных насосов)
-
Гибридные (например, турбовентилятор плюс электропривод)
Общее устройство
Стандартный персональный летательный аппарат включает:
-
Источник тяги (реактивный двигатель, винт, воздушный насос)
-
Систему управления (джойстики, гироскопы, ИИ-стабилизация)
-
Энергосистему (аккумуляторы, топливные баки)
-
Систему безопасности (парашют, датчики перегрузки, автостабилизация)
-
Платформу или крепления для пилота
Классификация
-
По среде полёта:
-
По типу двигателя:
-
Реактивные
-
Электрические
-
Гидравлические
-
По типу управления:
-
По положению пилота:
Основные характеристики
-
Максимальная скорость: от 30 до 150 км/ч
-
Время полёта: от 5 до 30 минут
-
Максимальная высота: от 3 до 2000 м
-
Грузоподъёмность: от 50 до 150 кг
-
Вес аппарата: от 20 до 200 кг
-
Мощность двигателей: от 50 до 500 л.с.
-
Тип топлива: авиационный керосин, бензин, аккумуляторы, вода (для гидроаппаратов)
Основные производители
Мировые производители:
-
Jetpack Aviation (США) — производитель реактивных ранцев JB серии
-
Martin Aircraft Company (Новая Зеландия) — разработчик Martin Jetpack
-
Zapata Industries (Франция) — создатель Flyboard Air и JetRacer
-
Aerofex (США) — разработчик ховербайка Aero-X
-
Gravity Industries (Великобритания) — производит реактивные костюмы
Российские производители:
-
HoverSurf — производитель ховербайков S3
-
UMMC (УГМК) — участвует в проектах по созданию индивидуальных летательных платформ
-
Skolkovo резиденты — ряд стартапов с экспериментальными решениями
Китайские производители:
-
EHang — производитель автономных аэротакси, в том числе однопилотных моделей
-
BYRobot — компания, производящая дроны, включая модели с возможностью транспортировки человека (экспериментальные)
Интересные факты
-
Flyboard Air Франка Запаты преодолел Ла-Манш в 2019 году, пролетев более 35 км со скоростью до 140 км/ч.
-
Jetpack JB-10 может развивать скорость до 160 км/ч, но время полёта ограничено 6–8 минутами.
-
Aero-X способен парить на высоте до 3 метров над землёй, напоминая мотоцикл будущего.
-
ArcaBoard использует 36 электрических вентиляторов и способна летать над любой поверхностью.
-
Самым лёгким реактивным ранцем считается JB-11, его масса — около 50 кг.
-
Разработки ПЛА активно поддерживаются военными, но с прицелом на гражданское применение — туризм, спасательные миссии, спорт.
Примеры моделей:
GEN H-4
В 2000 году японская корпорация GEN Corporation представила ультралегкий вертолет соосной схемы. Силовая установка состоит из четырех двухцилиндровых двигателей. Отказ двух двигателей позволяет совершить безопасную посадку. Управление шагом винта (как общим, так и циклическим) не предусмотрено. Фактически, несущий винт – это воздушный винт неизменяемого шага. Управление вертолетом – балансирное.
GEN H-4 вызвал большой интерес среди потенциальных покупателей, но машина не была доведена до серийного производства. Сейчас на сайте производителя можно купить чертежи для самостоятельной постройки.
Масса пустого, кг 70
Максимальная взлетная масса, кг 220
Максимальная мощность двигателя, л.с. 4х10
Время полета максимальное, мин 60
Максимальная скорость, км/ч 85
Потолок, м 3000
Стоимость, $ 59 500
Martin Jetpack
Новозеландская компания Martin Aircraft в 2008 году представила, пожалуй, единственный, на сегодняшний день, персональный аппарат вертикального взлета, готовый к серийному производству. Работа над проектом идет уже более 35 лет.
Тягу создают два воздушных винта в кольцевых каналах, вращаемые двигателем внутреннего сгорания. Управляющее воздействие создают отклоняемые щитки, расположенные за винтами.
Система автоматического управления обеспечивает стабилизацию аппарата в полете.
Martin Jetpack, один из немногих аппаратов своего класса, снабженный системой парашютного спасения.
Масса пустого, кг 230
Максимальная взлетная масса, кг 330
Максимальная мощность двигателя, л.с. 200
Время полета максимальное, мин 30
Максимальная скорость, км/ч 40
Потолок, м 760
Стоимость, $ 150 000
Aerofex Aero-X
Разработкой двухместного летающего мотоцикла занимается компания Aerofex . Машина приводится в движение двумя воздушными винтами неизменяемого шага в кольцевых каналах. Силовая установка состоит из трех роторных двигателей внутреннего сгорания, объединенных в один агрегат. Для безопасной посадки достаточно работы двух двигателей из трех.
Управление аппаратом происходит при помощи отклонения потока за воздушными винтами, для чего используется направляющий аппарат на выпускном отверстии кольцевых каналов.
Высота полета искусственно ограничена 3 метрами, для спасения пилота при столкновении с землей аппарат оснащен воздушными подушками.
* Аппарат очень похож на VZ-8 Airgeep созданный по заказу ВС США в 1962 г.
Масса пустого, кг 356
Максимальная взлетная масса, кг 496
Максимальная мощность двигателя, л.с. 240
Время полета максимальное, мин 75
Максимальная скорость, км/ч 72
Потолок, м -
Стоимость, $ 85 000
Flyboard Air
Пожалуй один из самых компактных индивидуальных летательных аппаратов разработал Фрэнк Запата со своей командой — Flyboard Air.
Подъемную силу создают четыре турбореактивных двигателя, для непосредственного управления курсом используются 2 электрических импеллера расположенные по бокам платформы. Топливный бак с керосином находится на спине пилота. Управление Flybord Air осуществляется при помощи ручного пульта системы дистанционного управления.
Масса пустого, кг н/д (50)*
Максимальная взлетная масса, кг н/д (140)*
Максимальная мощность двигателя, л.с. 4х250=1000 (160 кгс тяги)
Время полета максимальное, мин 10
Максимальная скорость, км/ч 150
Потолок, м 3000
Стоимость, $ н/д
* примерная оценка
ArcaBoard
Летающая доска от компании Arca space corporation оснащена 36 электромоторами с вентиляторами в кольцевых каналах, питание осуществляется от аккумуляторов.
Высоту полета ее создатели благоразумно ограничили 30 см над подстилающей поверхностью. Автоматическая система стабилизации должна помочь пилоту сохранить равновесие. Управлять доской возможно при помощи смартфона или балансируя собственным телом.
Масса пустого, кг 82
Максимальная взлетная масса, кг 162
Максимальная мощность двигателя, л.с. 7,55х36=272
Время полета максимальное, мин 6
Максимальная скорость, км/ч 20
Потолок, м -
Стоимость, $ 14 900
Скрыть