Стабилизатор грунта и асфальтобетона (рециклер, ресайклер): обзор

Стабилизатор грунта и асфальтобетона (рециклер, ресайклер, от англ. recycling – переработка) – дорожная машина, предназначенная для укрепления (стабилизации) и регенерации верхнего слоя грунта и одежд дорожного полотна. Это достигается путем снятия верхнего слоя, его измельчения, смешивания со связующим или нагрева, и укладки. Ресайклеры применяются для подготовки оснований под дорожное полотно и ремонта дорог с асфальтобетонным покрытием (АБП).
История рециклеров
Технология горячей регенерации асфальтобетона (горячего ресайклинга) была разработана в 1970-х годах немецкой компанией Wirtgen, она же в 1976 году представила первый в мире горячий ресайклер – модель Repaver. С 1980-х годов аналогичные машины стали выпускать другие немецкие и американские заводы. Технология холодной регенерации появилась позже – в 1990-х годах, первопроходцами в этой сфере были тот же Wirtgen, Bomag и другие.
Классификация рециклеров грунта и асфальтобетона
Это большая группа машин, классифицируемых по назначению, роду выполняемых работ и способу агрегатирования.
По назначению:
-
Для регенерации АБП;
-
Универсальные для грунта и АБП.
По роду работ:
-
Для холодного ресайклинга – переработка смеси с добавкой вяжущих веществ без нагрева;
-
Для горячего ресайклинга – переработки с нагревом смеси.
По способу агрегатирования:
-
Самоходные;
-
Прицепные и полуприцепные;
-
Навесные.
Самоходные машины могут иметь колесный и гусеничный ход, прицепные и полуприцепные – колесные. Навесные имеют приспособления для установки на тракторы, тягачи или грузовые автомобили.
Общее устройство рециклеров
Наиболее просты установки для горячего ресайклинга, выполняющие смешивание, измельчение и разогрев предварительно заготовленного асфальтового лома. Основу машины составляет бункер нагрева, в котором установлена газовая горелка и миксер. Бункер загружается сверху, выгружается через установленную в задней части задвижку и лоток.
Гораздо сложнее устроены комплексные машины для горячего ресайклинга (термопрофилирования) – в агрегатах имеется фреза для удаления верхнего слоя АБП, механизмы для измельчения материала, бункер нагрева, устройство выравнивания и уплотнения смеси, и другие.
Машины для холодной регенерации имеют принципиально иное устройство. Рабочим органом является барабанная фреза, установленная в смесительной камере. Камера закрывает фрезу сверху, в передней и задней части имеет заслонки с гидроприводом, которыми регулируется размер фракции и иные характеристики. В камеру выведены форсунки для подачи связующего в виде эмульсии – цемента, извести, вспененного битума, специальных составов. Рабочая камера подвешена под рамой шасси, которое опирается на колеса или гусеницы. На шасси располагается кабина машиниста, силовой агрегат и т.д. Работает агрегат следующим образом: фреза снимает верхний слой грунта и размалывает его, грунт смешивается со связующим и, ударяясь о заднюю стенку камеры, укладывается на основание.
Характеристики стабилизаторов грунта и асфальтобетона
Холодные ресайклеры имеют следующие характеристики:
-
Рабочая ширина – от 2000 до 4200 мм;
-
Рабочая глубина – до 500 мм;
-
Рабочая скорость – до 65 м/мин;
-
Транспортная скорость – не больше 20 км/ч;
-
Мощность силового агрегата – от 300 до 600 л. с.
Горячие ресайклеры:
-
Производительность – в среднем 1 – 1,2 т/час;
-
Температура готовой смеси – до 190 – 200°C;
-
Грузоподъемность – до 3,5 т;
-
Объем – 2 – 3 куб. м.;
-
Расход топлива – от 2 до 6 л/час.
Указанные характеристики являются усредненными, на рынке присутствуют машины с иными параметрами.
Производители рециклеров асфальтобетона и грунта
Установки для горячего ресайклинга предлагаются российскими заводами ООО НПФ «Бастион», ОАО «Орелстроймаш», «Коминвест-АКМТ» и другими, а также белорусскими «Евромаш» и «Белдортехника». Из зарубежных наиболее востребована техника Wirtgen, HDD Rollex, Bagela (все из Германии), Stepp Manufacturing Co., Inc., KM International (обе из США) и другие. Наиболее авторитетными производителями машин для холодного ресайклинга являются немецкие Bomag и Wirtgen, шведский Dynapac, китайский XCMG и некоторые другие.
Интересные факты о рециклерах
Самые тяжелые и мощные самоходные холодные ресайклеры производит компаний Wirtgen. Самым тяжелым в мире агрегатом этого типа является гусеничный Wirtgen WR 4200 – он весит 77 т, опирается на четыре гусеницы, оснащен двумя двигателями по 590 л. с., имеет фрезу с захватом до 4200 мм, способную снимать грунт или АБП толщиной до 300 мм. Но наиболее производительными являются колесные машины серии WR2500 – они оснащаются фрезой с захватом до 2400 мм, способной снимать слой материала до 500 мм.