Портальные краны

Портальные краны – стреловые грузовые механизмы с полным поворотом, установленные на перемещающихся П-образных основаниях – порталах. Подобные устройства применяются для выполнения подъемно-транспортных работ в судостроении, строительстве различных гидротехнических сооружений, портах и других отраслях промышленности. Достоинствами портальных кранов являются отличная видимость машинистом рабочей зоны, легкость и надежность в использовании, а к их слабым местам относятся невысокая маневренность и обязательность обустройства подкрановых путей.
Классификация и общее устройство
В зависимости от своего назначения портальные краны подразделяют на:
· Перегрузочные – предназначены для перевалки различных грузов. По типу применяемого грузозахватного органа делятся на грейферные и крюковые;
· Монтажные – применяются, как правило, при перемещении ценных штучных грузов на предприятиях судостроительной и судоремонтной отраслей. Отличаются невысокой скоростью работы и обусловленной вылетом стрелы переменной грузоподъемностью;
· Строительные – используются в случае необходимости механизации работ с высокой интенсивностью при строительстве сооружений, требующих перемещения большого количества материалов в течение длительного времени. К их особенностям относятся повышенная скорость перемещения и крюковый грузозахватный орган;
· Доковые – выполняют работы непосредственно в доках, что обусловливает такие их особенности, как суженный портал и наличие противоопрокидывающих захватов.
По способу перемещения такие краны бывают:
· На рельсовом ходу – наиболее распространенная разновидность, передвигающаяся по рельсам;
· На пневмоходу – перемещаются благодаря пневмоколесным ходовым тележкам и отличаются мобильностью, увеличенной скоростью и надежностью.
По такому признаку, как способ образования конструкции портала:
· Решетчатые;
· Рамные;
· Рамно-башенные;
· Рамно-раскосные.
В зависимости от количества соединений с ходовой частью:
· Трехопорные краны;
· Четырехопорные краны.
По количеству присоединений опор портала к верхнему ригелю:
· Краны с двухстоечным порталом;
· Краны с четырехстоечным порталом.
По типу стрелы выделяются:
· Краны с прямой стрелой с неизменным вылетом;
· Краны с шарнирно-сочлененной стрелой, способной изменять свой вылет.
В зависимости от опорно-поворотного устройства:
· Краны на поворотной или неповоротной колонне;
· Краны на поворотном круге (шаровом или многокатковом).
Характеристики портальных кранов
К основным характеристикам данной разновидности кранов относятся:
· Грузоподъемность;
· Ширина колеи крана;
· Вылет стрелы;
· Скоростные характеристики, такие как скорости перемещения крана, поворота и изменения вылета стрелы,
· Нагрузка на ходовые колеса.
Грузоподъемность портальных кранов находится в зависимости от их разновидности: если у перегрузочного крана она составляет от 5 до 30 т, то у монтажного – доходит до 160 т. Максимальная же грузоподъемность портальных кранов составляет 300 т. Ширина колеи находится в прямой зависимости от количества железнодорожных путей, перекрываемых порталом. Поскольку их количество составляет от одного до трех, ширина колеи варьируется от 6 до 15,3 м. Вылет стрелы колеблется от 15 м до 50 м, но наиболее распространенными среди портальных являются краны с вылетом стрелы 30 м. Скоростные характеристики зависят от разновидности крана и конкретной модели. Нагрузка на ходовые колеса обычно составляет 20-30 т.
Конструктивно данный кран представляет собой портал – раму, на опоры (ноги) которой установлены ходовые тележки, и под которой осуществляет движение автотранспорт или железнодорожные составы. На портале расположена опорно-поворотная часть крана, которая может вращаться на 360 градусов. Элементами поворотной части являются платформа, колонна или поворотный круг и стреловое устройство с механизмами, регулирующими поворот, изменение высоты и вылета стрелы крана. Здесь же установлены кабина крановщика с системой управления и освещения, закрытая защищенная от осадков кабина для механизмов и электрооборудование. Стреловое устройство включает в себя подвижные противовесы, обеспечивающие равновесие относительно оси качания.
Производители кранов
Наиболее известными являются европейские производители портальных кранов. Среди немецких компаний выделяются следующие:
· Liebherr, выпускающая портальные краны нескольких серий: LPS – компактные портальные поворотные краны на рельсовом ходу; LPM – мобильные портальные краны на пневмоходу; TCC – передвижной перегрузочный кран;
· Ardelt (поворотные краны «Тукан», «Кондор», «Сокол», мобильные краны «Адлер»);
· Kranbau Köthen GmbH;
· Sennebogen Mashinenfabrik GmbH и др.
Среди европейских компаний можно выделить также финские «Konecranes» и «Cargotec» , итальянскую «ITALGRU», венгерскую «GANZ Danubius Floating Сrane Factory and Shipyard».
Все большую долю рынка занимает техника китайских производителей, среди которых можно выделить Shanghai Zhenhua Heavy Industries Co, Ltd (ZPMC).
Среди российских производителей грузоподъемной техники портальные краны выпускает довольно ограниченное число предприятий, в частности: ЗАО «СММ» (краны «Аист», «Стриж», «Витязь), ОАО «Балткран», производственное объединение «Технорос» (серии «Зубр» с шарнирно-сочлененной стрелой и «Восход» с прямой однозвенной стрелой), ЗАО «РУСКРАН», «УралКран», Пермский механический завод.
Интересные факты о портальных кранах
· Гигантские портальные монтажные краны производства санкт-петербургской компании «СММ» использовались на Балтийском заводе при строительстве атомных ледоколов «Сибирь» и «Урал», которые должны быть сданы в ноябре 2020 года и августе 2022 года.
· ПО «Технорос» до сих пор выпускает портальные краны под торговой маркой «Кировец», история которых насчитывает более пятидесяти лет. Однако сейчас при производстве этих кранов используются самые современные технологии и импортные комплектующие.