Гудронатор и автогудронатор: история, характеристики, классификация
Гудронатор (распределитель битума) – дорожная машина, предназначенная для нанесения на дорожное основание пленки вяжущего материала (битума, битумной эмульсии). Машина используются для укрепления грунта, нанесения гидроизолирующих слоев, подготовки оснований под укладку асфальтобетонных покрытий и выполнения других операций.
История гудронаторов
Один из первых гудронаторов изготовлен на рубеже XIX – XX веков в США. В 1920-х годах построены первые автогудронаторы на шасси грузовых автомобилей. Первый советский автогудронатор разработан в 1934 году инженерами Кременчугского машиностроительного завода – это была машина Д-141 с цистерной емкостью 3 куб. м, построенная на базе грузового автомобиля ЗИС-5.
Общее устройство гудронатора
В конструкции гудронатора предусмотрены следующие компоненты:
-
Емкость для хранения битума – цистерна или контейнер;
-
Система подогрева (отопительная система);
-
Распределительная система или циркуляционно-распределительная система;
-
Насосная установка;
-
Битумная коммуникация.
Основу конструкции составляет цистерна, она имеет теплоизоляцию, оборудована горловиной, датчиками температуры и уровня, основным клапаном для сообщения с битумным насосом, вспомогательными клапанами и т.д. Клапан расположен в нижней части цистерны, через него осуществляется наполнение битумом и подача материала в распределительную систему.
Внутри цистерны располагаются жаровые трубы системы подогрева, соединенные с горелкой. Горячий воздух и продукты горения, проходя через жаровые трубы, подогревают битум, и выходят в атмосферу через вытяжную трубу.
За цистерной находится распределительная система и компоненты битумной коммуникации – трубопроводы, клапаны, распределительные трубы. В систему входит и насос: он осуществляет забор битума из цистерны и под давлением подает к распределительным трубам, которые с помощью форсунок наносят материал на дорогу. Трубы могут складываться и заменяться на трубы другой длины. Распределительная система объединена с системой циркуляции битума, которая обеспечивает перемешивание материала в цистерне для лучшего разогрева.
Цистерна и оборудование установлено на шасси, привод насоса осуществляется от коробки отбора мощности или от собственного силового агрегата.
Конструктивные особенности и отдельные характеристики гудронаторов в России регламентируются ГОСТ EN 13020-2012 и другими документами.
Классификация гудронаторов
Машины делятся на три группы по агрегатированию:
-
Самоходные;
-
Прицепные и полуприцепные;
-
Съемные.
Самоходные гудронаторы строятся на базе шасси серийных грузовых автомобилей, они называются автогудронаторами. Прицепные и полуприцепные машины оснащаются собственным двигателем, они могут агрегатироваться с трактором или автомобилем. Съемные гудронаторы устанавливаются в платформу бортового автомобиля или самосвала.
Гудронаторы отличаются типом цистерн (круглого, эллиптического или чемоданного сечения), типом горелки (жидкостная или газовая) и некоторыми характеристиками.
Основные характеристики автогудронаторов и гудронаторов
Гудронаторы имеют следующие параметры:
-
Объем цистерны;
-
Скорость подогрева битума;
-
Ширина розлива;
-
Норма розлива;
-
Массогабаритные характеристики.
Прицепные машины оснащаются цистернами объемом 1 – 3 куб. м, автогудронаторы и полуприцепные агрегаты имеют цистерну объемом до 8 – 15 куб. м. Скорость разогрева битума лежит в пределах 2 – 10 градусов в час, ширина розлива – от десятков сантиметров до 5 м и более, норма розлива – от 0,2 до 5 л/кв. м.
Производители гудронаторов
В России гудронаторы и автогудронаторы изготавливаются большим количеством компаний, наибольшее распространение получили машины заводов КАМАЗ, «Кургандормаш» (Курган), «Завод дорожного оборудования» (Курган), «Бецема» (Красногорск) и других. В нашей стране популярны белорусские гудронаторы Massenza («Опытно-механический завод») и украинские от «Кременчугского завода дорожных машин». Из иностранных производителей наиболее популярны польские Hydrog и Madrog, австрийские Strassmayr и другие.
Интересные факты об гудронаторах
Первые гудронаторы на рубеже XIX – XX веков оснащались распределительной системой со свободным истечением битума – битум вытекал под действием силы тяжести. В США в 1904 году с помощью такой машины было построена дорога протяженностью 29 км. Лишь позднее разработаны гудронаторы с насосами, которые обеспечивали принудительную подачу материала из емкости в распределительную систему.