Наверх
Реклама

Гудронатор и автогудронатор: история, характеристики, классификация

13.04.2020
7020
Гудронатор и автогудронатор: история, характеристики, классификация

Гудронатор (распределитель битума) – дорожная машина, предназначенная для нанесения на дорожное основание пленки вяжущего материала (битума, битумной эмульсии). Машина используются для укрепления грунта, нанесения гидроизолирующих слоев, подготовки оснований под укладку асфальтобетонных покрытий и выполнения других операций.

История гудронаторов

Один из первых гудронаторов изготовлен на рубеже XIX – XX веков в США. В 1920-х годах построены первые автогудронаторы на шасси грузовых автомобилей. Первый советский автогудронатор разработан в 1934 году инженерами Кременчугского машиностроительного завода – это была машина Д-141 с цистерной емкостью 3 куб. м, построенная на базе грузового автомобиля ЗИС-5.

Общее устройство гудронатора

В конструкции гудронатора предусмотрены следующие компоненты:

  • Емкость для хранения битума – цистерна или контейнер;

  • Система подогрева (отопительная система);

  • Распределительная система или циркуляционно-распределительная система;

  • Насосная установка;

  • Битумная коммуникация.

Основу конструкции составляет цистерна, она имеет теплоизоляцию, оборудована горловиной, датчиками температуры и уровня, основным клапаном для сообщения с битумным насосом, вспомогательными клапанами и т.д. Клапан расположен в нижней части цистерны, через него осуществляется наполнение битумом и подача материала в распределительную систему.

Внутри цистерны располагаются жаровые трубы системы подогрева, соединенные с горелкой. Горячий воздух и продукты горения, проходя через жаровые трубы, подогревают битум, и выходят в атмосферу через вытяжную трубу. 

За цистерной находится распределительная система и компоненты битумной коммуникации – трубопроводы, клапаны, распределительные трубы. В систему входит и насос: он осуществляет забор битума из цистерны и под давлением подает к распределительным трубам, которые с помощью форсунок наносят материал на дорогу. Трубы могут складываться и заменяться на трубы другой длины. Распределительная система объединена с системой циркуляции битума, которая обеспечивает перемешивание материала в цистерне для лучшего разогрева.

Цистерна и оборудование установлено на шасси, привод насоса осуществляется от коробки отбора мощности или от собственного силового агрегата.

Конструктивные особенности и отдельные характеристики гудронаторов в России регламентируются ГОСТ EN 13020-2012 и другими документами.

Классификация гудронаторов

гудронатор7.jpg

Машины делятся на три группы по агрегатированию:

  • Самоходные;

  • Прицепные и полуприцепные;

  • Съемные.

Самоходные гудронаторы строятся на базе шасси серийных грузовых автомобилей, они называются автогудронаторами. Прицепные и полуприцепные машины оснащаются собственным двигателем, они могут агрегатироваться с трактором или автомобилем. Съемные гудронаторы устанавливаются в платформу бортового автомобиля или самосвала.

Гудронаторы отличаются типом цистерн (круглого, эллиптического или чемоданного сечения), типом горелки (жидкостная или газовая) и некоторыми характеристиками.

Основные характеристики автогудронаторов и гудронаторов

Гудронаторы имеют следующие параметры:

  • Объем цистерны;

  • Скорость подогрева битума;

  • Ширина розлива;

  • Норма розлива;

  • Массогабаритные характеристики.

Прицепные машины оснащаются цистернами объемом 1 – 3 куб. м, автогудронаторы и полуприцепные агрегаты имеют цистерну объемом до 8 – 15 куб. м. Скорость разогрева битума лежит в пределах 2 – 10 градусов в час, ширина розлива – от десятков сантиметров до 5 м и более, норма розлива – от 0,2 до 5 л/кв. м.

Производители гудронаторов

В России гудронаторы и автогудронаторы изготавливаются большим количеством компаний, наибольшее распространение получили машины заводов КАМАЗ, «Кургандормаш» (Курган), «Завод дорожного оборудования» (Курган), «Бецема» (Красногорск) и других. В нашей стране популярны белорусские гудронаторы Massenza («Опытно-механический завод») и украинские от «Кременчугского завода дорожных машин». Из иностранных производителей наиболее популярны польские Hydrog и Madrog, австрийские Strassmayr и другие.

Интересные факты об гудронаторах

Первые гудронаторы на рубеже XIX – XX веков оснащались распределительной системой со свободным истечением битума – битум вытекал под действием силы тяжести. В США в 1904 году с помощью такой машины было построена дорога протяженностью 29 км. Лишь позднее разработаны гудронаторы с насосами, которые обеспечивали принудительную подачу материала из емкости в распределительную систему.

СпецАвто.ру – поисковая система по аренде и продаже спецтехники
Проверенные
предложения
Рейтинги
и отзывы
Без комиссий
и посредников
Выберите регион
Ваш регион — ?
Да, верно
Нет, выбрать регион
Размещение первого объявления и заявок БЕСПЛАТНО
Регистрация
Вход
Напишите продавцу
Заказать тарифный план