Экскаватор-погрузчик: история, классификация, характеристики
Экскаватор-погрузчик (ЭП) – это универсальная комбинированная машина, оснащенная экскаваторным и ковшовым погрузочным оборудованием. ЭП может выполнять земляные (рытье, планировка) и погрузочно-разгрузочные работы, производить уборку территорий от снега, мусора, различных загрязнений и т.д. Экскаваторы-погрузчики применяется в строительстве, ЖКХ, добывающей отрасли и других сферах, где необходимы компактные, маневренные и производительные машины.
История экскаваторов-погрузчиков
Впервые идею установки на одну машину двух рабочих органов высказал основатель британской компании JCB Джозеф Сирил Бэмфорд. Первые ЭП, названные JCB Mk. I, сошли с конвейера в 1954 году. Этот вид техники быстро завоевал популярность, выпуск ЭП наладили многие европейские и американские компании, подобные машины производились и в нашей стране. Сегодня ЭП являются одним из наиболее распространенных видов техники в коммунальном хозяйстве и строительстве.
Общее устройство экскаватора-погрузчика
В общем случае ЭП состоит из трех компонентов:
-
База (шасси);
-
Навесной экскаватор – монтируется в задней части базы;
-
Ковшовый фронтальный погрузчик – монтируется в передней части базы.
В качестве базы могут использоваться серийные тракторы, специально разработанные шасси или мини-погрузчики. Они могут иметь жесткую или шарнирно-сочлененную раму, обязательно комплектуются гидравлическим оборудованием и системой управления рабочим оборудованием (рычажную или с джойстиком).
Экскаваторное оборудование – одноковшовое с возможностью замены рабочего органа (грейфер, молот и другие), на ломающейся стреле с манипулятором, имеет опоры (аутригеры). Погрузочное оборудование – одноковшовое, в качестве рабочего органа может устанавливаться стандартный ковш, ковш с зубьями, челюстной ковш, отвал, вилка, захват, крюк и другое. Привод оборудования – гидравлический.
Классификация экскаваторов-погрузчиков
ЭП делятся на две группы по типу шасси:
-
Колесные;
-
Гусеничные.
Также они делятся на классы по грузоподъемности:
-
Легкие – до 2 т;
-
Средние – от 2 до 4 т;
-
Тяжелые – от 4 до 10 т;
-
Большегрузные – свыше 10 т.
Наибольшее распространение в различных отраслях получили легкие и средние ЭП, тяжелые находят применение в строительстве и на больших площадках, большегрузные – в строительстве и добывающей отрасли.
Характеристики экскаваторов-погрузчиков
К основным характеристикам ЭП относятся:
-
Мощность двигателя – обычно 70 – 100 л. с.;
-
Эксплуатационная масса – не более 12 т;
-
Объем экскаваторного ковша – не более 0,5 куб. м;
-
Объем погрузочного ковша – до 1,0 – 1,3 куб. м;
-
Грузоподъемность – указана выше;
-
Погрузочная высота – не более 4 – 5 м;
-
Глубина копания – обычно не более 2 – 3 м.
Самые малые и самые большие ЭП могут иметь иные характеристики, однако параметры большинства машин лежат в указанных пределах.
Основные производители экскаваторов-погрузчиков
В России экскаваторы-погрузчики производятся заводами «Тверской трактор» (американские Terex), «Липецкий трактор», «Ковровский электромеханический завод» (серия ANT-2321 на базе тракторов John Deere) и некоторые другие. Несколько моделей ЭП выпускаются белорусскими заводами МТЗ, «Амкодор», БЗГТ и другими. Из зарубежных брендов наибольшее распространение получили JCB (серии 3CX, 4CX, 5CX), Caterpillar (серии F и F2), Terex, Case, Hidromek, Komatsu, Volvo, Bell, Fiori и другие, а также китайские экскаваторы-погрузчики XCMG, SDLG и другие.
Интересные факты об экскаваторах-погрузчиках
Самый продаваемый ЭП в мире – JCB 3CX. Данная машина разработана в 1980-х годах, однако за счет конструктивных особенностей и постоянных модификаций она остается одной из самых востребованных. С 1980 года было выпущено свыше 150 тыс. единиц JCB 3CX всех поколений и модификаций.