Наверх
Реклама

ЗИЛ ЗиС-128

Россия
Бортовой грузовик ЗИЛ ЗиС-128
ЗиС-128 — грузовой экспериментальный полноприводный советский автомобиль повышенной проходимости, разработанный на автозаводе имени Сталина в 1954 году. По сути, ЗиС-128 являлся не промежуточной моделью, а самостоятельной разработкой, в которой было применено довольно много нового, особенно для тех лет. Автомобиль первоначально носил индекс ЗиС-Э128В, но затем (еще до изготовления) была переименована в ЗиС-128 (ЗиС-Э128). На грузовике были применены межосевые и межтележечные дифференциалы, крупноразмерные шины с регуляцией давления, КПП и раздатка новой конструкции. Артиллерийский тягач ЗИС-128 отличался установкой централизованной системы подкачки шин с внешней подводкой к колесам от амфибии ЗИС-485 БАВ, бортовой платформой с пониженным уровнем установки (для снижения центра тяжести и удобства погрузки снарядов к пушкам и гаубицам).

Относительно количества построенных автомобилей точных сведений не имеется, источники говорят о трех машинах, созданных в период с 1954 по 1955 год. ЗиС-128 участвовали в масштабных испытаниях, проходивших в сложных дорожных условиях. Любопытно, что ЗиС-128 был оборудован воздухозаборной трубой, что позволяло пересекать броды глубиной более метра без вреда для двигателя. Электрооборудование автомашины было экранировано и герметизировано.     Были версии ЗиС-128 с различными оперениями кабины: на фото, которое представлено ниже, ЗиС-128 с кабиной, которая имела брезентовый верх (в данном варианте он откинут). Если машин действительно было всего три, то получается, что ЗиС-128 с брезентовым верхом было как минимум два, поскольку точно известно, что существовала бортовая модель с обычным оперением кабины и модель с тентованным кузовом и измененным оперением. Третья модель — борт обычным (первоначальным) вариантом оперения.

Варианты кабин, которые позже устанавливались на ЗиС-157. По-крайней мере, они очень похожи, рассмотреть же какие-то мелкие подробности невозможно, поскольку качественных фотографий не найти, а в музеях этих машин нет. На опытных образцах ЗиС-128 была установлена малая лебедка ЗиС-Э123, грузовики были оснащены верхнеклапанным (более современным) двигателем ЗиС-485 мощностью 110 л. с. Ни один из автомобилей, по всей видимости, до нашего времени не сохранился. Кабина ЗИС-128 по требованию военных получила мягкий верх для лучшей маскировки на местности. Для лучшей бродоходимости машину оснастили герметезированным и экранированнымэлектрооборудованием, а воздухозаборник системы питания двигателя и выхлопную трубу вывели как можно выше.     ЗиС-128 не предназначался для серийного производства, и поэтому массово не выпускались. Однако разработки, примененные в ЗиС-128, и данные проведенных на этих автомашинах испытаний, послужили основой для создания более современной модели грузового автомобиля ЗИЛ-131, а некоторые использовались в разработке бронемашины БТР-152.

В 1942 году дальнейшим развитием полугусеничного вездехода ЗИС-22 стал грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИС-42, который предназначался для работы в условиях бездорожья и в качестве артиллерийского тягача. Новый вездеход в отличие от своего предшественника ЗИС-42 производился серийно. В начале 1942 года было произведено несколько опытных партий вездеходов ЗИС-42, а с конца того же года началось производство улучшенной модификации под индексом ЗИС-42М.

В годы войны ЗИС-42 использовали как транспортные машины и артиллерийские тягачи, эти вездеходы внесли свой вклад в ход военных баталий. Собранные в механизированный кулак в январе 1944 года, они обеспечили подвоз артиллерии под стены Великого Новгорода. Залпы тяжелых орудий оказались для врага неожиданными, и город был освобожден.

В 1943 – 1944 годах был проведен сравнительный пробег вездеходов с участием трофейных автомобилей и техники союзников. ЗИС-42 доказал, что обладает во многом уникальным движителем. Многолетний труд специалистов «НАТИ»: ученых, конструкторов, инженеров, испытателей, техников, водителей, рабочих, позволил создать движитель, по совокупности вездеходных свойств превосходивший зарубежные аналоги, в особенности при движении по различным снежным покровам. Тысячи километров испытательных пробегов, часы и дни, проведенные за испытательным стендом, не были напрасными.

По результатам применения этих автомобилей на фронтах, докладывавшихся на заседаниях Технического Комитета ГАВТУ КА, было сделано заключение о том, что ЗИС-42 может быть использован как транспортная машина, но не как тягач. Для боевой же обстановки она неприменима вследствие ненадежности и плохой маневренности.

ЗИС-42 производили до 1946 года, за все время производства было выпущено 6 372 автомобиля ЗИС-42 и ЗИС-42М.

Дизайн и конструкция
За основу автомобиля был взят грузовик ЗИС-5В, но в отличие от него полугусеничный ЗИС-42 отличался наличием гусеничной ходовой части с двумя качающимися тележками вместо задних ведущих колес. Рамка каждой гусеничной тележки состояла из штампованных боковин, жестко связанных опорной ступицей и поперечинами. На концах тележки между боковинами спереди размещалось ведущее колесо, а сзади — направляющее (ленивец). Между ними была балансирно подвешена система из четырех катков, закрытая кожухом. ЗИС-42 имел поддон и кожух на передней оси. С нижней стороны платформы на специальных кронштейнах установили 4 ограничительных ролика, это сделали для предохранения от ударов движителя во время езды по сильнопересеченной местности.

Гусеничная лента (общей шириной 414 мм) представляла собой две резинотканевых ленты толщиной 21 миллиметр и шириной 178 миллиметров каждая, соединённых между собой металлическими накладками. С этими накладками зацеплялись зубья ведущего колеса, а от соскакивания ленты удерживались штампованными плицами, которые крепились к лентам с внутренней стороны. С наружной стороны на лентах закреплялись резиновые башмаки, привулканизированные к стальным основаниям.

При езде по глубокому снегу, болоту использовались лыжи, устанавливаемые на передние колёса. Для защиты от повреждений при езде радиатор и фары прикрывались специальной решёткой.

В качестве силового агрегата на полугусеничный грузовик ЗИС-42 был установлен двигатель типа ЗИС-5 мощностью 73 лошадиные силы, а на модернизированный ЗИС-42М двигатель ЗИС-5М мощностью 76 лошадиных сил. Этот двигатель позволял разогнать вездеход весом почти 5.5 тонн до 35 км/ч (такая скорость была получена на испытательных пробегах серийных машин). Расход топлива конечно оставлял желать лучшего, при движении по бездорожью вездеход расходовал более 90 литров бензина на 100 километров пути.

СпецАвто.ру – поисковая система по аренде и продаже спецтехники
Проверенные
предложения
Рейтинги
и отзывы
Без комиссий
и посредников
Выберите регион
Ваш регион — ?
Да, верно
Нет, выбрать регион
Размещение первого объявления и заявок БЕСПЛАТНО
Регистрация
Вход
Напишите продавцу
Заказать тарифный план