МАЗ 529
Характеристики | МАЗ-529В |
Колёсная формула | 2×2 |
Число мест в кабине | 2 |
Длина тягача, мм | 4200 |
Ширина тягача, мм | 2950 |
Высота по кабине тягача, мм | 2925 |
Колея тягача, мм | 2300 |
Дорожный просвет тягача, мм | 540 |
Передний угол свеса в градусах | 25 |
Наименьший радиус поворота, м | равен базе автопоезда |
Сцепление | однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной |
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая, с пятой повышающей передачей |
Раздаточная коробка | механическая, двухступенчатая |
Коробка отбора мощности | механическая, одноступенчатая |
Колёса | бездисковые, односкатные, с бортовыми и замочными кольцами |
Шины | 21,00-28" с рисунком протектора повышенной проходимости |
Давление воздуха в шинах, кг/см² | 3,5 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 1000 |
Ёмкость двух топливных баков, л | 300 |
Характеристики | МАЗ-529В | МАЗ-529Е | МАЗ-529Б | МАЗ-529Г | МАЗ-529Д |
Вертикальная нагрузка на ось ССУ тягача, кг, не более | 8000 | 12000 | 8200 | ||
Общий вес тягача в снаряженном состоянии без нагрузки, кг | 9000 | 9200 | 9050 | ||
Нагрузка на ось тягача, кг, не более | 17150 | 19350 | 17400 | ||
Общий вес автопоезда, кг, не более | 24000 | 34150 | 34000 | 57400 | 35400 |
Двигатель | ЯАЗ-М206А | ЯАЗ-М206Б | |||
Число цилиндров | 6 | ||||
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм | 108 × 127 | ||||
Рабочий обьём двигателя, см³ | 6970 | ||||
Степень сжатия | 17 | ||||
Максимальная мощность двигателя, л.с. (при об/мин) | 180 (2000) | 205 (2000) | |||
Максимальный крутящий момент двигателя, кг·м (при об/мин) | 72 (1200…1400) | 78 (1400…1700) | |||
Передаточные числа раздаточной коробки: - высшая спупень - низшая спупень | 0,87 1,72 | 0,87 2,22 | 0,87 1,72 | 0,87 2,22 | 0,87 1,72 |
Максимальный подъём, преодолеваемый тягачом с полной нагрузкой, в процентах, не меньше | 15* | ||||
Контрольный расход топлива для тягача с полной нагрузкой, л/100 км | 80 | 120 | 100 | 140 | 100 |
Запас хода по топливу, км | 375 | 250 | 300 | 215 | 300 |
Максимальная скорость тягача с полной нагрузкой, км/час | 40** | ||||
* Для МАЗ-529Г при общем весе 47000 кг — не более 10. ** Для МАЗ-529Г в зависимости от полного веса автопоезда и дорожных условий максимальная скорость движения не должна превышать следующих величин:
|
Серийный одноосный тягач МАЗ-529.
Разработка одноосного тягача МАЗ-529 началась в 1956 году. Машина предназначалась для эксплуатации в сцепе со спецприцепами различного целевого назначения, как база для самоходных скреперов и другой землеройной техники.
Автомобиль прошел весь необходимый цикл испытаний и в 1959 году был рекомендован к серийному производству, но на МАЗе он выпускался недолго - параллельно с испытаниями МАЗ-529, освоение его производства с июня 1958 года шло в г. Могилеве, на будующем Могилеском автомобильном заводе им. С.М. Кирова (МоАЗ) (в 1960 году с Минского автозавода была переведена группа конструкторов, которая была основой создания конструкторско-экспериментальной базы могилевского завода).
К концу 1958 года была выпущена установочная партия машин под обозначением МАЗ-529В. Машина оснащалась двухтактным шестицилиндровым рядным верхнеклапанным дизельным двигателем жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и прямоточной продувкой ЯАЗ-М206 мощностью 165 л.с. Для передачи крутящего момента от двигателя к колесам служила трансмиссия, состоящая из механической пятиступенчатой коробки перемены передач с пятой, повышающей передачей, раздаточной коробки, карданной передачи и ведущего моста. Сцепление - двухдисковое, сухое с пневмоусилителем выключения. Раздаточная коробка - механическая двухступенчатая. Карданная передача открытая двухвальная, с шарнирами непостоянной угловой скорости на игольчатых подшипниках. Главная передача - центральная, одинарная, с планетарными редукторами в ступицах колес.
Машина имела единственный ведущий мост с односкатными неуправляемыми колесами большого диаметра. Ввиду того, что одноосный тягач эксплуатируется только в составе автопоезда, поворот такой сочлененной машины осуществляется путем взаимного разворота тягача и прицепа относительно вертикальной оси, проходящей через моментный шарнирный узел, соединяющий тягач и прицеп. Рессорная подвеска колес отсутствовала. Необходимая амортизация обеспечивалась за счет упругости шин большого объема. Рулевой механизм - четырехзаходный червяк и сектор; с гидроусилителем. Покрышки 21.00-28" диаметром 1790 мм с мощными грунтозацепами, расставленными в виде косой расчлененной елки, могли обеспечить высокие тяговые и сцепные качества при движении по деформируемому грунту.
В 1965 году машина получила двухместную кабину, дизельный двигатель повышенной мощности, и новый индекс - МАЗ-529Е (на фотографии в центре). Тягач выпускался с 1968 года. Впоследствии появились модификации МАЗ-529И и МАЗ-529М (на фотографии справа). МАЗ-529М имел вместо цельнометаллической, складную кабину с "мягким" брезентовым верхом.
С 1969 года конструкция одноосного тягача подвергается существенной модернизации - машина получает зависимую рессорную подвеску колес, четырехтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238А мощностью 215 л.с., а также новое внешнее оформление кабины водителя. В феврале 1973 года на смену МАЗ-529Е и его модификациям, завод перешел на выпуск автотягача МоАЗ-546П и самоходных скреперов МоАЗ-546П-Д357П. В июне 1989 года осуществлен переход на выпуск самоходного скрепера МоАЗ-6014.
Одноосные тягачи моделей "529" и "546" нашли широкое применение в Вооруженных Силах. В Ракетных войсках стратегического назначения эти машины использовались в составе портальных установщиков 8У210, 8У224, 8У224П, 8У224М баллистических ракет средней дальности Р-12 и Р-14 и установщиков межконтинентальных баллистических ракет семейств Р-16 и Р-36. В инженерных войсках тягачи используются в составе самоходных скреперов, автокранов и других машин.
Напишите отзыв первым!