КРАЗ ЧР-3120
В СССР военное ведомство в 70-х годах прошлого века активно лоббировало идею перевода отдельных видов вооружений с гусеничного шасси на колёсное. Основанием для такого мнения стали успехи в этой области коллективов заводов БАЗ и МЗКТ, которые в то время не только спроектировали, но и выпустили несколько вариантов таких шасси. Ещё одним аргументом стал тот факт, что стоимость обслуживания колесного шасси была значительно меньше гусеничного при полном сохранении технических характеристик.
В результате в 1981 году советское Министерство обороны разработало и утвердило специальное тактико-техническое задание, подразумевающее создание целого нового семейства тяжёлых грузовых автомобилей многоцелевого назначения, предназначенных для эксплуатации в армии. Позже вышло совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое поручало Камскому и Кременчугскому автозаводам спроектировать новое семейство имеющих полный привод грузовиков грузоподъёмностью не более десяти тон. Кроме того, предлагалось так же создание машин, которые имели бы грузоподъёмность от 10-18 тонн.
Первое семейство новых машин под названием «Открытие» должно было включать в себя три варианта грузовиков, которые должны были оснащаться моторами мощностью от 320 до 360 лошадиных сил. Кроме того они должны были иметь колёсные формулы 6х6, 8х8 и 10х10. Последнюю колёсную формулу должен был иметь создаваемый на платформе этого грузовика автопоезд.
За основу предполагалось взять узлы и агрегаты из номенклатуры КрАЗа. Они должны были использоваться при создании трёхосного КрАЗ-6315, а также автопоезда с полуприцепом активного КрАЗ-6010. А вот для четырёхосного автомобиля пришлось создавать всю конструкцию с «нуля».
Ведущим конструктором по этой теме был назначен В.К. Левский, который начал вести конструкторские работы сразу по двум направлениям: грузовик, оснащённый шарнирно-сочленённой рамой на манер трактора К-700 «Кировец» и четырёхосный грузовой автомобиль обычной классической конструкции, который получил наименование КрАЗ-ЧР-3120.
Буквы «ЧР» имеющиеся в его индексе имели расшифровку как «чертёж разовый», то есть, говоря современными терминами, ходовой макет. Он должен был использоваться для отработки конструкторских и инженерных решений.
Изготовлен первый опытный экземпляр этого автомобиля был в 1982 году. Он получил новую систему рулевого управления специально разработанную в НАМИ. Она позволяла передавать усилие поворота от рулевого колеса на рулевой механизм взятый от КрАЗ-255Б, при этом использовался угловой редуктор. Далее усилие шло на золотниковый распределитель, а потом на гидравлические цилиндры поворота рамы. Все элементы данной системы так же были созданы в НАМИ.
При этом передние колёса были неуправляемыми и позволяли использовать прицепляющуюся спереди заднюю тележку стандартного типа от КрАЗ-260. в связи с этим помещённый сзади кабины мотор устанавливался задом наперёд, а КПП была установлена в туннеле под кабиной.
Для привода переднего моста применялась оригинальная раздаточная коробка. Задние же мосты приводились в движение при помощи обходного редуктора.
Такой редуктор имел в своей конструкции гидравлический мотор, который был включён в систему гидравлического рулевого управления. При этом он позволял довести угол поворота между передней и задней секцией рамы до сорока градусов. В результате чего при внушительной длине автомобиль имел достаточно маленький радиус поворота.
На КрАЗ-ЧР-3120 были использованы мультитопливные дизельные агрегаты мощностью 360 лошадиных сил марки ЯМЗ-8421. Двигатель мог работать на дизельном топливе, бензине, а так же керосине (детали двигателя не подвергались сильному износу при этом). Конструкторы автомобиля поместили радиатор системы охлаждения с правой стороны грузовика, при этом его обдув проводился отдельным вентилятором, который приводился в действие с помощью отдельного мотора гидравлической конструкции.
Кабина автомобиля была стандартной от КрАЗ-260, не имевшей капота и оперения, при этом она размещалась далеко вперёд за передней оси машины. Грузовая же платформа имела дину 6,5 метра.
Конструкция этого детища КрАЗа предполагала наличие некоторых модулей, так его переднюю секцию можно было при необходимости оборудовать элементами задней секции самымого разнообразного назначения. При этом концептуально он был аналогичным одноосным тягачом МоАЗ.
В 1988 году грузовик подвергся процедуре модификации и получил заднюю секцию грузоподъёмностью восемнадцать тонн. Этот автомобиль получил обозначение КрАЗ-ЧР-3120.02.
Не смотря на то, что этот автомобиль показал отличные результаты по проходимости на танковом полигоне в Подмосковье, из-за высокой стоимости производства КрАЗ-ЧР-3120, от его запуска в серию пришлось отказаться в пользу КрАЗ-ЧР-3130.
Напишите отзыв первым!