КАВЗ 651А
Длина, мм | 6170 |
Ширина, мм | 2380 |
Высота, мм | 2750 |
Колесная база, мм | 3300 |
Передний свес, мм | 870 |
Задний свес, мм | 2000 |
Колея передних колес, мм | 1580 |
Колея задних колес, мм | 1650 |
Дорожный просвет под передней осью, мм | 305 |
Дорожный просвет под задней осью, мм | 245 |
Шаг сидений, мм | 720 |
Масса и наполняемость автобуса | |
---|---|
Снаряженная масса, кг | 3550 |
Полная масса, кг | 5300 |
Максимально допустимая нагрузка на переднюю ось, кг | 1430 |
Максимально допустимая нагрузка на заднюю ось, кг | 3870 |
Количество мест для сидения | 20 |
Общее количество мест | 25 |
Двигатель и КПП | |
Марка двигателя | ГАЗ-51 |
Тип | карбюраторный |
Количество и расположение цилиндров | 6 R |
Рабочий объем, л | 3,480 |
Степень сжатия | 6,2 |
Максимальная мощность, л.с. | 80 (при 3600 об/мин) |
КПП и сцепление | |
Тип КПП | механическая |
Количество ступеней КПП | 4 |
Передаточное отношение главной передачи | 6,67 |
Рулевой механизм | глобоидальный червяк с двухгребневым роликом |
Подвеска колес | |
Передняя | на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические, двустороннего действия |
Задняя | на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами, амортизаторы гидравлические, телескопические, двустороннего действия |
Тормозная система | |
Рабочий тормоз | колодочный, на все колеса, с гидравлическим приводом |
Стояночный тормоз | колодочный, на трансмиссию с механическим приводом |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 28 |
Объем топливного бака, л | 105 |
Минимальный радиус поворота, м | 8,1 |
Электрооборудование, В | 12 |
Шины | 7,50-20 |
Первый автобус КАвЗ-651А был выпущен 14 января 1958 года - заводчане специально подгадали к дате проведения городской партийной конференции. По сути, это был тот же ПАЗ-651А (конструкция которого, в свою очередь, восходила к ГЗА-651 с каркасом кузова еще деревянной конструкции), выпускавшийся в это время ПАЗом и документация на который была передана в Курган. Первый выпущенный Курганским автобусным заводом автобус был впоследствии передан курганскому же заводу п/я №12 (по сути, это оборотная сторона КАвЗа, которая изготавливала кабины для МАЗ-529 и МАЗ-535, выпускавшихся на КЗКТ) для, как сказано в распоряжении «эксплоатации в транспортный цех предприятия п/я 12».
Первое время выпускавшийся автобус был полностью идентичен ПАЗовской модели и даже, несмотря на слабую оснащенность предприятия, имел цельнометаллический каркас кузова (более того, первые КАвЗы в заводской документации именовались именно как ПАЗ-651А!). КАвЗ-651А, как и ПАЗ-651А, выпускался на специально подготовленном газовском шасси, которое имело обозначение ГАЗ-51И. Сборка автобусов поначалу производилась без какой-либо механизации. Тяжелые узлы – крыша, основание пола и др. – переносились и устанавливались вручную. Тем не менее, до конца 1958 года было собрано 506 автобусов.
Внешне автобусы первых выпусков отличались от последующих "победовскими" подфарниками, расположенными под ветровым стеклом (исчезли уже в 1958 году, вскоре после начала выпуска), и оригинальной полукруглой решеткой радиатора. Эта решетка стала своего рода визитной карточкой всех ПАЗов и КАвЗов первых пяти лет выпуска, уступив свое место стандартному оперению грузовика ГАЗ-51А лишь в конце 1962 года - c целью уменьшения трудоемкости изготовления автобусов 18 сентября 1962 года по заводу был выпущен приказ №680, предписывающий, прямо с этого же числа перейти к установке стандартных, от грузовика ГАЗ-51А, верхней панели капота, облицовки радиатора и брызговика облицовки радиатора. Как ни странно, но автобусов в экспортном исполнении указанный документ почему-то не касался – их оперение было унифицировано с остальными КАвЗами лишь приказом №235 от 20 декабря 1962 года, в соответствии с которым внедрение упрощенной облицовки по ним должно было произойти с января 1963 года. К слову сказать, автобусы экспортных серий (и выставочные) могли дополнительно оснащаться хромированными бамперами и хромированными же ободками фар, но с течением времени экспортные модификации внешне перестали чем-либо отличаться от автобусов основного выпуска.
Отдельно нужно отметить, что выпуск автобусов со стандартной газовской решеткой радиатора периодически происходил и до выхода приказа №680. Главной причиной их появления являлись перебои с оригинальными деталями оперения капота – к примеру, именно по этой причине 29 декабря 1960 года был издан приказ по заводу №204, предписывающий изготовить партию автобусов в количестве 30 штук со стандартным оперением ГАЗ-51А в связи с отсутствием оригинальных капотов.
Сложно сказать, когда точно заводчане приступили к исполнению приказа по изменению «передка»: сразу, как была получена новая «вводная», или же у них еще имелся какой-то задел оригинальных деталей оперения, которыми и комплектовались автобусы некоторое время. Как бы то ни было, с достаточной степень уверенности можно утверждать, что с начала 1963 года КАвЗ-651А уже точно получил стандартный передок ГАЗ-51А, с которым и выпускался до самого снятия его с производства.
Во второй половине 1959 года были утверждены цветографические схемы окраски автобусов и упорядочена номенклатура красок. Большая часть автобусов окрашивалась в двуцветную схему, где низ был серо-голубого цвета, а верх – белый.
По мере выпуска КАвЗ-651А практически не изменялся. Помимо смены оформления передка, следует также упомянуть смену формы верхних габаритов, которая произошла примерно в конце 1964 – начале 1965 годов. Несколько ранее, в феврале 1963 года, в соответствии с ГОСТ 8769-58, была введена новая задняя светотехника. Красные габаритные фонари на скатах крыши остались на месте, а вот ниже вместо прежней светотехники стали устанавливаться два фонаря по углам кузова внизу и два указателя поворотов красного цвета по углам кузова под центральным поясным молдингом. В задних фонарях при этом были совмещены габаритные огни, стоп-сигналы, катафоты, а в левый фонарь дополнительно была встроена секция подсветки номерного знака, который устанавливался над фонарем.
Примерно в 1970 году, на стыке перехода к выпуску КАвЗ-651Б вместо КАвЗ-651А, автобус еще немного видоизменился внешне. Во-первых, пропало квадратное окошко маршрутоуказателя с переднего ската крыши, а во-вторых, задняя дверь получила подштамповку для размещения номерного знака. Соответственно, немного упростилась конструкция заднего левого фонаря, который стал полностью унифицирован с правым, а сам фонарь подсветки номерного знака теперь был встроен прямо в дверь - лампы с прозрачным стеклом стояли над номером, в «козырьке» подштамповки, и визуально были не видны.
В сентябре 1970 года КАвЗ-651А уступил свое место на конвейере модернизированному КАвЗ-651Б.
Напишите отзыв первым!