КАВЗ 3208
Назначение | Пригородный |
Класс автобуса | Малый |
Длина | 7480 мм |
Ширина | 2340 мм |
Высота | 2950 мм |
Двигатель | ММЗ Д-245.7 Е2 |
Тип двигателя | Дизель |
Объем | 4800 |
Мощность | 117 л.с. |
Максимальные обороты | 1600 |
Крутящий момент | 413 н*м |
Расположение цилиндров | Рядное |
Количество цилиндров | 4 |
Топливо | Дизельное топливо |
Тип коробки передач | Механическая |
Количество передач | 5 |
Максимальная скорость | 100 км/ч |
Объем бака | 105 л |
Снаряженная масса | 5250 кг |
Максимально допустимая масса | 7400 кг |
База | 4000 |
Экологический стандарт | EURO II |
КАвЗ входит в структуру дивизиона "Русские автобусы" холдинговой компании "РусПромАвто", в структуре которой находится и ГАЗ. Естественно, как только на ГАЗе появилась новая модификация грузового автомобиля "Валдай", так с шасси этой машины начали работать несколько дочерних, но самостоятельных фирм: "Чайка-Сервис", "Самотлор-НН", СемАР, в том числе и КАвЗ.
Было бы странно, если бы КАвЗ не приступил к разработкам нового автобуса на базе "Валдая", потому что курганские автобусы исторически базировались на шасси горьковских грузовиков.
Первый вариант такого автобуса был представлен в 2005 году на выставке "КомТранс-2005" в московском выставочном центре "Крокус Экспо" на стенде холдинговой компании "РусПромАвто".
В первую очередь внимание привлек внешний вид автобуса. У него очень необычный дизайн. Во-первых, большое ветровое стекло, даже очень большое. На его фоне стеклоочистители кажутся игрушечными, а сектора их работы - смотровыми щелями военной машины. Однако смешной дизайн оказался вполне оправданным.
Передняя часть автобуса КАвЗ-32081 «Валдай». Дальше идет надстройка кузова вагонной компоновки с двумя сдвижными дверями на пневмоприводе. Оба трехступенчатых дверных проема имеют большие размеры и удобные поручни. Каждая дверь в открытом состоянии регулируется специальным регулировочным упором. Дверные проемы оборудованы освещением и кнопками аварийного открытия.
Отопитель расположен при входе в переднюю дверь, справа. И он не один, в салоне есть еще два отопителя. Кстати, предыдущие модели автобусов КАвЗ имели по одному, в крайнем случае по два отопителя в салоне. Машины курганского автобусного завода используются в основном за Уралом, в Сибирском регионе и даже за Полярным кругом. А морозы там достигают отметки -60°С. Так что установка трех отопителей в салоне вполне оправдана.
Ширина курганского автобуса (2340 мм) позволила установить по два пассажирских кресла по бортам, что увеличило количество мест для сидения до 22. Расстояние между рядами кресел - 350 мм, вполне приемлемое для людей, рост которых превышает 1 м 80 см. Кресла раздельные дерматиновые, без подлокотников, с высокими спинками. Четыре задних сиденья расположены на возвышении, поскольку под ними находится большое багажное отделение в заднем свесе. Не мотор, а именно багажное отделение, поскольку двигатель автобуса расположен спереди, как у всех "Валдаев".
Рабочее место водителя отделено от пассажирского салона перегородкой со стеклом, которая установлена за спинкой водительского сиденья. Справа водитель имеет свободный выход в салон и из автобуса. Двери со стороны водителя нет, да она ему и не нужна. Передняя площадка просторная: и для водителя, и для пассажиров вполне хватит одной передней двери.
Панель приборов, моторный отсек, переднюю часть автобуса описывать не стоит, поскольку это тоже "Валдай".
Единственное, что хотелось отметить, - оригинальное водительское сиденье самого курганского завода: с механической амортизацией, высокой спинкой с боковой поддержкой и подголовником. Ремень безопасности устанавливается тоже непосредственно на сиденье, а с левой стороны от водителя находится панель, на которой установлен рычаг привода стояночного тормоза и клавишный блок управления светом в салоне, дверями, сигналом аварийной остановки и т. д.
Оценивая обзорность курганского автобуса в лаборатории, мы ходили по салону. Правда, не ради своего личного удовольствия, а соизмеряя высоту потолка и ширину прохода между рядами сидений. Высота салона автобуса удовлетворила, а ширина прохода... Два человека нормального телосложения вполне расходятся в проходе, полные - уже с трудом.
Дорожные испытания интереснее лабораторных, особенно если автомобиль неплохой по конструкции. Водитель курганского автобуса должен себя ощущать за рулем комфортно. "Валдаевский" руль удобный и по диаметру, и по толщине. Обзорность вообще отличная - стекло-то ветровое огромное. Да и зеркала неплохо установлены и, по идее, должны быть с электрообогревом, просто на испытуемом образце электрообогрев не был подключен.
Испытательный автобус КАвЗ-32081 прошел практически весь цикл испытаний: на устойчивость и управляемость, испытания тормозной системы, определение динамических свойств, топливно-экономические свойства и т. д. И везде показатели были либо хорошие, либо лучше заданных параметров.
Несмотря на высокий центр тяжести, курганский автобус неплохо показал себя на "переставке", где определяется управляемость автотранспортного средства, и хорошую устойчивость на скорости больше 70 км/ч при прохождении сектора.
На тормозных испытаниях тормозная система автобуса уложилась во все нормативы, в том числе и по работе АБС. Надо заметить, что на курганском автобусе такая же тормозная система, как и на "Валдае", - пневмогидравлическая, все колеса снабжены дисковыми тормозными механизмами. Стояночный тормоз пневматический на заднюю ось.
КАвЗ-32081 снабжен дизельным двигателем ММЗ-245.7 Е2 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха мощностью 117 л.с. Минские моторы хорошо известны российским автопроизводителям и по обозначению Е2 становится ясно, что этот мотор соответствует европейским экологическим нормам.
Надо сказать, шустрый моторчик для такого автобуса: время разгона до 60 км/ч всего 22,7 с. При полной массе 7300 кг! Да и расходы у курганского автобуса почти как у "Нивы": на 70 км/ч - 11,5 л/100 км, а в городском цикле вообще 17,5 л/100 км. Очень приличная экономичность.
Но идеальных автомобилей не бывает. Не понравилось расположение педалей. Педали газа и сцепления находятся вроде бы в нормальном положении, а педаль тормоза как бы провалена. Такой "модификацией" педального блока пользоваться неудобно.
Чтобы двери не прилегали к кузову в открытом состоянии, на их стойки установлены упоры-регуляторы. Однако металлический шток этого упора-регулятора очень тоненький и со временем будет гнуться, а в итоге сломается. Но не надо забывать, что данная модель автобуса - рабочий образец для проведения испытаний. Сейчас он используется специалистами курганского автобусного завода как макет, который еще будут дорабатывать, доводить.
Напишите отзыв первым!