Полуприцепы-фургоны (промтоварные полуприцепы) - безмоторное транспортное средство имеющее закрытую металлическую конструкцию для перевозки грузов в защищенном от погодных условий и внешних воздействий контейнере, эксплуатируемое в составе автопоезда с
седельным тягачом, на который передает часть нагрузки. Присоединение осуществляется через специальное седельно-сцепное устройство (ССУ или седло), расположенное на раме грузовика (седельного тягача). Конструктивно ССУ состоит из седла (грузонесущей плиты) с угловым вырезом, под которым располагается механизм фиксации шкворня (замок), который устанавливается на полуприцеп. ССУ монтируется на раму автомобиля шарнирно, может наклоняться вперед-назад для компенсации колебаний полуприцепа при движении. Иногда ССУ может перемещаться вдоль рамы для распределения нагрузки от полуприцепа на оси тягача. В силу своей конструкции, полуприцеп может стоять отдельно от тягача только с помощью выдвигаемых опорных стоек, они принимают на себя часть веса груза и самой прицепной техники вместо тягача. Один из видов прицепной техники.
История создания полуприцепов-фургонов
История создания полуприцепов-фургонов тесно связана с развитием автомобильной промышленности и необходимостью перевозки грузов на дальние расстояния.
Первые полуприцепы-фургоны появились в начале XX века. Они представляли собой простые конструкции, состоящие из рамы, колёс и кузова. Кузов был открытым, что позволяло перевозить грузы, не требующие защиты от погодных условий.
В 1930-х годах началось массовое производство полуприцепов-фургонов. Они стали более совершенными и удобными в использовании. Кузова полуприцепов начали делать закрытыми, что позволило перевозить грузы, требующие защиты от пыли, грязи и дождя.
Во время Второй мировой войны полуприцепы-фургоны использовались для перевозки военных грузов. Они были оснащены специальными креплениями для перевозки военной техники и оборудования. После войны полуприцепы-фургоны стали широко использоваться в гражданских целях. Они применялись для перевозки различных грузов, таких как продукты питания, строительные материалы, бытовая техника и т. д.
В 1950-х годах началось производство полуприцепов-фургонов с изотермическими кузовами. Они позволяли перевозить скоропортящиеся грузы, такие как продукты питания и медикаменты.
В 1960-х годах появились полуприцепы-фургоны с рефрижераторными установками. Они обеспечивали поддержание постоянной температуры внутри кузова, что позволяло перевозить скоропортящиеся грузы на дальние расстояния.
Сегодня полуприцепы-фургоны являются неотъемлемой частью транспортной отрасли. Они используются для перевозки различных грузов по всему миру. Полуприцепы-фургоны постоянно совершенствуются, чтобы обеспечить более высокую грузоподъёмность, надёжность и безопасность.
Общее устройство полуприцепа-фургона
Полуприцеп-фургон состоит из следующих основных частей:
Рама полуприцепа — это несущая конструкция, которая обеспечивает прочность и жёсткость полуприцепа. Рама изготавливается из стали или алюминия и имеет различные размеры и конфигурации в зависимости от типа полуприцепа и перевозимого груза.
Подвеска полуприцепа — это система, которая соединяет раму полуприцепа с колёсами. Подвеска может быть рессорной, пневматической или комбинированной. Она обеспечивает плавность хода полуприцепа и его устойчивость на дороге.
Колёса полуприцепа — это элементы, которые обеспечивают движение полуприцепа по дороге. Колёса могут быть дисковыми или бездисковыми. Они имеют различные размеры и типы шин в зависимости от условий эксплуатации полуприцепа.
Тормозная система полуприцепа — это устройство, которое обеспечивает остановку полуприцепа. Тормозная система может быть пневматической, гидравлической или комбинированной. Она состоит из тормозных механизмов, расположенных на колёсах, и тормозных камер, которые управляют этими механизмами.
Электрооборудование полуприцепа — это система, которая обеспечивает освещение, сигнализацию и другие функции полуприцепа. Электрооборудование включает в себя аккумулятор, генератор, фары, указатели поворота, стоп-сигналы и другие элементы.
Кузов полуприцепа-фургона — это закрытый контейнер, который используется для перевозки грузов. Кузов изготавливается из стали, алюминия или других материалов. Он имеет различные размеры и конфигурации в зависимости от типа перевозимого груза. Кузов может быть оснащён различными дополнительными функциями, такими как холодильное оборудование, системы безопасности, погрузочные платформы и т. д.
Седельно-сцепное устройство — это механизм, который соединяет полуприцеп с седельным тягачом. Седельно-сцепное устройство обеспечивает передачу нагрузки от полуприцепа на тягач и позволяет полуприцепу двигаться в составе автопоезда.
Это основные элементы устройства полуприцепа-фургона. В зависимости от типа полуприцепа и его назначения могут быть добавлены дополнительные элементы, такие как топливные баки, воздушные ресиверы, топливные насосы и т. д.
Классификация полуприцепов-фургонов
Полуприцепы-фургоны могут быть классифицированы по различным критериям, включая их конструкцию, назначение, типы грузов, а также спецификации и характеристики. Вот несколько основных способов классификации полуприцепов-фургонов:
По типу кузова:
Стандартные полуприцепы-фургоны: Имеют прямоугольную форму кузова без дополнительных особенностей.
Многоотсековые полуприцепы-фургоны: Имеют разделенный кузов на несколько отсеков для перевозки различных видов грузов.
Изотермические полуприцепы-фургоны: Оборудованы теплоизоляцией и предназначены для перевозки грузов, требующих определенной температурной регулировки, таких как продукты питания или медицинские препараты.
Рефрижераторные полуприцепы-фургоны: Оснащены системой холодильного оборудования для транспортировки продуктов, которые требуют холодильного хранения.
По назначению:
Грузовые полуприцепы-фургоны (промтоварные): Предназначены для перевозки различных видов грузов, включая товары народного потребления, мебель, электронику и другие.
Специализированные полуприцепы-фургоны: Разработаны для перевозки специфических видов грузов, таких как автомобили, строительные материалы, животные и прочее.
По типу загрузки:
Заднезагрузочные полуприцепы-фургоны: Груз загружается и разгружается через задние двери кузова.
Боковозагрузочные полуприцепы-фургоны: Груз загружается и разгружается через боковые двери кузова или борты.
По характеристикам грузоподъемности:
Стандартные полуприцепы-фургоны: Имеют среднюю грузоподъемность, соответствующую стандартным требованиям к перевозке грузов.
Тяжеловесные полуприцепы-фургоны: Обладают повышенной грузоподъемностью и могут перевозить более тяжелые грузы.
По размерам кузова:
Стандартные полуприцепы-фургоны: Имеют обычные размеры кузова, соответствующие стандартам длины, ширины и высоты.
Крупногабаритные полуприцепы-фургоны: Имеют увеличенные размеры кузова для перевозки крупногабаритных грузов.
Основные характеристики полуприцепов-фургонов
Грузоподъемность: Это максимальный вес груза, который может быть перевезен полуприцепом-фургоном. Грузоподъемность обычно указывается в тоннах или килограммах.
Размеры кузова: Включают длину, ширину и высоту кузова. Эти размеры могут варьироваться в зависимости от модели и назначения полуприцепа-фургона.
Тип кузова: Определяет конструкцию кузова, например, стандартный кузов, многоотсековый, изотермический, рефрижераторный и т. д.
Виды дверей: Могут быть задние двери, боковые двери или комбинированные варианты. Двери могут быть оборудованы различными механизмами открытия и закрытия для обеспечения удобства доступа к грузу.
Тип осей: Включает количество осей и их тип (например, одинарные или тандемные), что определяет грузоподъемность и нагрузку на дорогу.
Тип подвески: Может быть рессорной, пневматической или комбинированной. Тип подвески влияет на комфорт и управляемость полуприцепа-фургона, особенно на длинных расстояниях.
Тип тормозной системы: Включает в себя системы тормозов, такие как пневматические тормоза, ABS, EBS и др. Эти системы обеспечивают безопасность при торможении и уменьшают риск аварийных ситуаций.
Материалы конструкции: Могут включать алюминий, сталь, композитные материалы и другие. Материалы конструкции влияют на прочность, вес и износостойкость полуприцепа-фургона.
Системы освещения: Обеспечивают безопасность при движении в темное время суток и при плохой видимости. Включают фары, стоп-сигналы, поворотники и задние фонари.
Системы загрузки и разгрузки: Могут включать задние погрузочные платформы, ручные или механизированные лебедки, а также другие устройства для упрощения процесса загрузки и разгрузки груза.
Производители полуприцепов-фургонов
Основными производителями полуприцепов-фургонов являются
Schmitz Cargobull,
Krone,
Kogel,
МАЗ,
НефАЗ,
Сеспель,
Wabash National,
Great Dane,
Utility Trailer Manufacturing Company,
Fontaine Trailer,
Fruehauf,
CIMC Vehicles Group.