Двухвальцовый каток – разновидность дорожного катка (машины для послойного уплотнения и выравнивания дорожных покрытий), оснащенный рабочими органами в виде двух расположенных друг за другом валков. Катки данного типа предназначены для уплотнения и выравнивания грунтов, насыпных ма
... Подробнее
Двухвальцовый каток – разновидность дорожного катка (машины для послойного уплотнения и выравнивания дорожных покрытий), оснащенный рабочими органами в виде двух расположенных друг за другом валков. Катки данного типа предназначены для уплотнения и выравнивания грунтов, насыпных материалов и асфальтобетона при строительстве дорог, пешеходных дорожек и тротуаров, гидротехнических сооружений, аэродромов и иных площадок.
История двухвальцовых катков
Первый дорожный каток на паровой тяге построен в 1859 году во Франции, он даже успел поработать при строительстве дороги в Булонском лесу (в 1860 году), однако о его конструкции ничего неизвестно. В 1866 году в Англии построены первые катки с одним валком, а первые двухвальцовые катки созданы почти шесть десятилетий спустя: в 1924 году – американской компанией Buffalo springfield, и в 1925 году – английской компанией Robey & Co. В нашей стране массовое производство двухвальцовых катков налажено с начала 1970-х годов.
Общее устройство двухвальцового катка
Конструктивно каток состоит из следующих частей:
Рама – жесткая или сочлененная;
Вальцовые узлы – один ведомый и один ведущий;
Привод ведущего вальца – механический (шестеренчатая или цепная передача) или гидравлический (гидромотор);
Узлы очистки и смачивания вальцов – скребки и форсунки подачи воды в верхней или передней части каждого валка;
Силовой агрегат – чаще всего дизель;
Место оператора (открытое или в кабине) с органами управления.
Кроме того, каток двухвальцовый вибрационный оснащается вибратором эксцентрикового типа на одном или сразу обоих валках. Во многих машинах предусматривается возможность заполнения вальцов балластом – водой или сыпучим материалом.
Классификация двухвальцовых катков
Катки делятся на группы по принципу действия, способу передвижения, количеству осей и типу валков.
По принципу действия катки делятся на три группы:
Статические – обеспечивают уплотнение за счет собственного веса и веса балласта;
Вибрационные – оснащены вибраторами с одним эксцентриком, которые создают дополнительное давление на поверхность;
Осцилляционные – оснащены вибраторами с двумя эксцентриками, которые могут создавать дополнительное давление под разными углами относительно валка.
По способу передвижения выделяют машины следующих типов:
Самоходный каток;
Ручной двухвальцовый каток.
Катки могут иметь различное количество осей:
Две оси – на каждой расположено по валку;
Три оси – две с валками и одна опорная на пневматическом ходу
В качестве рабочего органа могут использоваться различные валки:
Гладкие стальные – для уплотнения асфальтобетона;
Кулачковые – имеют на поверхности выступы-кулачки, предназначены для уплотнения рыхлого грунта;
Решетчатые – имеют поверхность в виде решетки, предназначены для дробления крупных фрагментов;
Пневмоколесные – собраны из нескольких колес, предназначены для уплотнения грунтов.
Машины могут оснащаться одним или сразу двумя типами валков, обычно комбинируются гладкие и пневмоколесные катки.
Основные характеристики двухвальцовых катков
Ключевой характеристикой катков данного типа является масса, по этому параметру машины делятся на классы:
Легкие – весом от 0,4 до 4 т (к этой группе относятся в том числе ручные агрегаты и катки двухвальцовые тротуарные);
Средние – до 10 т;
Тяжелые – до 15 т и более.
Из других характеристик можно отметить мощность двигателя (не более 100 – 120 л. с.), ширину валков (не более 200 – 205 см) и рабочую скорость движения (не более 2 – 5 км/ч).
Производители двухвальцовых катков
В России дорожные катки данного типа выпускаются ЗАО «Раскат», «Заводом Дорожных машин», ОАО «САСТА», «Радицким машиностроительным заводом» и некоторыми другими предприятиями. Из зарубежных машин наибольшее распространение получили каток двухвальцовый Ammann серии ARX, Caterpillar, Hamm, BOMAG, Komatsu, каток двухвальцовый ручной Weber и другие.
Интересные факты о двухвальцовых катках
Самый массовый двухвальцовый каток в России – ДУ-47 и ДУ-47Б завода «Раскат». Выпуск машин налажен с 1971 года и продолжался до середины 2000-х годов. Машина имеет массу от 6 до 8,5 т, ширину уплотняемой полосы 1,4 м и один вибрационный валок. За все время выпущено множество модификаций катка, которые и сегодня верно трудятся на российских дорогах.
Скрыть