Прицеп для вездехода — это специализированное транспортное средство без собственного двигателя, предназначенное для буксировки вездеходом. Такие прицепы разрабатываются с учетом экстремальных условий эксплуатации: бездорожья, болот, снежной целины, каменистых участков и других труднодос
... Подробнее
Прицеп для вездехода — это специализированное транспортное средство без собственного двигателя, предназначенное для буксировки вездеходом. Такие прицепы разрабатываются с учетом экстремальных условий эксплуатации: бездорожья, болот, снежной целины, каменистых участков и других труднодоступных территорий. Используются для перевозки груза, техники, людей, топлива, оборудования и других грузов, необходимых при автономной работе в отдалённых районах.
Виды
Прицепы для вездеходов делятся по назначению и конструкции. Основные виды:
-
Грузовые прицепы — для перевозки оборудования, стройматериалов, топлива и др.;
-
Пассажирские прицепы — вагончики для перевозки людей (в том числе утепленные);
-
Изотермические и рефрижераторные — с утеплением или охлаждением;
-
Цистерны — для воды, ГСМ, жидких химикатов;
-
Прицепы-платформы — для перевозки другой техники (например, квадроциклов, снегоходов);
-
Специализированные модули — медицинские, ремонтные, лабораторные и др.
История создания
Необходимость в прицепах для вездеходов появилась с развитием экспедиций, геологоразведки, нефтегазовой отрасли и освоения удалённых территорий. Первые модели создавались кустарно на базе армейских прицепов, к которым добавляли широкие шины и усиленное шасси.
В 1960–70-х годах началось промышленное производство прицепов для гусеничных и колесных вездеходов (например, для ГТТ, ЗИЛ-157, ГАЗ-66). В СССР они применялись в тундре, тайге, на Севере и Дальнем Востоке.
Современные прицепы проектируются с учетом конкретных моделей вездеходов, климатических условий и логистических задач.
Типы
По типу шасси:
-
Колёсные прицепы — наиболее распространённые, с низким давлением в шинах;
-
Гусеничные прицепы — для эксплуатации на слабонесущих грунтах (болота, снег);
-
Полугусеничные и комбинированные — встречаются реже, сочетают преимущества обеих схем.
По степени проходимости:
-
Стандартные — для умеренного бездорожья;
-
Высокопроходимые — с усиленной рамой, независимой подвеской, большими колесами;
-
Плавающие — с герметичным кузовом, иногда со съёмными поплавками.
Общее устройство
Прицепы для вездеходов имеют простую, но прочную конструкцию. Основные элементы:
-
Рама — сварная, усиленная, из стального профиля;
-
Кузов или платформа — металлический, пластиковый или фанерный с антикоррозионным покрытием;
-
Ходовая часть — одна или две оси с колесами низкого давления (или гусеницами);
-
Подвеска — рессорная, пневматическая или торсионная;
-
Сцепное устройство — серьга, петля, шар или шарнирный узел;
-
Дополнительное оборудование — лебедки, тенты, амортизаторы, запаски, лестницы.
В некоторых моделях присутствует система освещения, автономное питание, отопление, вентиляция.
Классификация
Классификация прицепов для вездеходов осуществляется по ряду признаков:
По назначению:
По грузоподъёмности:
-
лёгкие (до 500 кг),
-
средние (500–1500 кг),
-
тяжёлые (свыше 1500 кг).
По количеству осей:
-
одноосные,
-
двухосные,
-
трёхосные.
По условиям эксплуатации:
-
арктические,
-
таёжные,
-
пустынные,
-
болотные.
Основные характеристики
Технические параметры зависят от конкретной модели, но основные характеристики включают:
-
грузоподъёмность: 200 кг – 3000 кг;
-
собственный вес: 200 – 1500 кг;
-
дорожный просвет: 300 – 500 мм;
-
шины: низкого давления, с грунтозацепами или гусеницы;
-
длина прицепа: 2 – 6 м;
-
ширина: 1,5 – 2,5 м;
-
высота (с тентом): до 2,5 м;
-
скорость буксировки: до 50 км/ч (по бездорожью).
Основные производители
На российском рынке производством прицепов для вездеходов занимаются следующие компании:
-
ЗАО "ТРЭКОЛ" — прицепы к вездеходам ТРЭКОЛ с колесами низкого давления;
-
ООО "ЗВМ" (Завод вездеходной техники) — модели для вездеходов "Бобр", "Лесник";
-
ЧЗСА (Челябинский завод спецавтомобилей) — полуприцепы для техники на шасси Урал, КамАЗ;
-
"НерехтаСпецТехника" — выпускает цистерны и кунги на гусеничных тележках;
-
"Автотрейл" — модульные прицепы с утеплением;
-
ИП Бахметьев (Марий Эл) — легкие прицепы для болотоходов и мини-вездеходов.
Также распространены прицепы зарубежных производителей, например Arctic Cat, Polaris, BvS (Швеция), применяемые в экстремальных условиях Канады, Скандинавии и Аляски.
Скрыть