Спецавтомобили (специализированные автомобили) — это автотранспортные средства, оснащенные специализированным оборудованием и предназначенные для выполнения конкретных функций, отличных от стандартных перевозок грузов или пассажиров. Они могут использоваться в гражданской, промышленной,
... Подробнее
Спецавтомобили (специализированные автомобили) — это автотранспортные средства, оснащенные специализированным оборудованием и предназначенные для выполнения конкретных функций, отличных от стандартных перевозок грузов или пассажиров. Они могут использоваться в гражданской, промышленной, военной, медицинской, коммунальной, развлекательной и других сферах.
К спецавтомобилям относятся: автодома, автоклубы, автолавки, автомобили для перевозки опасных грузов, кинотехника, бронированные машины, маслозаправочные станции, мобильные офисы, передвижные мастерские, лаборатории, хлебовозы, мороженицы, компрессорные станции, передвижные электростанции и другие.
Виды
Существует множество видов спецавтомобилей в зависимости от назначения:
История создания
Первые спецавтомобили появились практически одновременно с развитием автомобильной промышленности. Уже в начале XX века производители стали выпускать пожарные машины, санитарные кареты и передвижные мастерские на базе грузовых шасси.
В СССР широкое развитие спецавтомобилей началось в 1930–1950-х годах, когда на базе автомобилей ЗИС, ГАЗ, ЗИЛ, позже — КамАЗ и Урал стали выпускать мобильные мастерские, радиостанции, лаборатории, медицинские пункты. Во времена Холодной войны активно развивались бронированные и химические лаборатории, машины спецсвязи.
С развитием туризма и сервисных услуг в 1990–2000-х годах начали активно производиться автодома, автолавки, мобильные шиномонтажи, передвижные электростанции. В XXI веке спецавтомобили все чаще оснащаются цифровыми системами, GPS, солнечными панелями и автономными энергетическими установками.
Типы
Автодома
Жилые автомобили, оснащенные спальными местами, кухней, санузлом. Используются в туризме и экспедициях.
Автоклубы
Передвижные концертные или лекционные залы. Оснащаются сценой, световым и звуковым оборудованием.
Автолавки
Мобильные магазины, работающие в отдаленных населённых пунктах или на выездных мероприятиях.
Бронированные автомобили
Транспорт с усиленной защитой для инкассации, перевозки VIP-персон или выполнения военных задач.
Автомобили для опасных грузов
Предназначены для перевозки веществ классов ADR (взрывчатые, химически активные, ядовитые и т.д.), с усиленной защитой и маркировкой.
Мобильные мастерские и лаборатории
Автомобили, оснащённые всем необходимым для выполнения ремонта или проведения анализов в полевых условиях.
Мобильные электростанции и компрессоры
Автономные источники питания и сжатого воздуха на базе шасси. Применяются в строительстве и на аварийных работах.
Машины для киноиндустрии
Транспортные средства, оборудованные для съемки, хранения аппаратуры, монтажа, грима.
Общее устройство
Спецавтомобиль состоит из двух основных частей:
-
Шасси — базовая платформа (автомобильная или грузовая), на которой монтируется надстройка;
-
Специализированная надстройка — выполнена из металла, пластика, сэндвич-панелей и включает:
-
внутренние помещения с отделкой (жилые зоны, лаборатории, мастерские и др.);
-
оборудование (генераторы, компрессоры, станки, холодильники и т.д.);
-
инженерные сети (электропитание, водоснабжение, отопление, кондиционирование);
-
вспомогательные системы (лифты, лестницы, опоры, стабилизаторы).
Классификация
По назначению
-
сервисные (офисы, магазины, дома);
-
производственные (мастерские, станции);
-
аварийные (энергоустановки, лаборатории);
-
защитные (бронированные, химзащиты);
-
санитарные и гуманитарные.
По шасси
-
легковые (на базе фургонов и минивэнов);
-
среднетоннажные (3,5–10 тонн);
-
тяжелые (от 10 тонн и выше);
-
внедорожные (на базе полноприводных шасси: Урал, КамАЗ, MAN).
Основные характеристики
-
масса: от 2 до 30 тонн;
-
длина: от 3 до 12 метров;
-
автономность: от 6 до 72 часов;
-
энергопитание: от аккумуляторов, генераторов, солнечных панелей;
-
изоляция: термо-, шумозащита, виброизоляция;
-
оборудование: индивидуально для каждого назначения (от буровых станков до медицинских анализаторов).
Основные производители
Российские производители
-
КАМАЗ — платформа для бронированных, ремонтных, мобильных энергетических станций;
-
Урал — полноприводные шасси для экспедиционной и аварийной техники;
-
ГАЗ — компактные модели автодомов, автолавок, лабораторий;
-
ЗиЛ (исторически) — заводской выпуск мобильных лабораторий и мастерских;
-
Промышленные надстройщики:
-
Фаворит-Сервис, СпецТрансТех, ПромАвто, Градус, МЗСА, Автофургон.
Китайские производители
-
JAC — популярные платформы для автолавок и передвижных станций;
-
Foton — надежные среднетоннажники с надстройками;
-
Dongfeng — шасси для спецтехники гражданского и военного назначения;
-
Sinotruk — тягачи и вездеходы с бронированными модулями;
-
King Long, Yutong — автобусы, переоборудованные под автоклубы и лаборатории.
Интересные факты
-
Самый большой спецавтомобиль — передвижной командный центр NASA, длина более 15 метров, оборудован спутниковой связью, серверными и автономным питанием.
-
Самый маленький спецавтомобиль — японская передвижная кофейня на базе миникара Kei, длина всего 2,8 метра.
-
В России активно используют автолавки на шасси ГАЗель и передвижные стоматологические кабинеты в сельской местности.
-
В киноиндустрии существует целый класс "трейлеров-гримерок", включая двухэтажные модели с балконами.
-
Современные автодома могут работать до 72 часов полностью автономно, включая отопление, интернет и генерацию электричества.
Скрыть