Кузов-цистерна — это тип специальной автомобильной надстройки в виде герметичной ёмкости, предназначенной для транспортировки, хранения и выдачи жидких, сыпучих или газообразных веществ. Устанавливается на шасси грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа. Основное назначение кузова-
... Подробнее
Кузов-цистерна — это тип специальной автомобильной надстройки в виде герметичной ёмкости, предназначенной для транспортировки, хранения и выдачи жидких, сыпучих или газообразных веществ. Устанавливается на шасси грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа. Основное назначение кузова-цистерны — обеспечение безопасной и эффективной перевозки различных продуктов, таких как топливо, вода, пищевые жидкости, химикаты, цемент и другие.
Виды
В зависимости от назначения и типа перевозимого груза кузова-цистерны подразделяются на следующие основные виды:
-
Автоцистерны для пищевых жидкостей (молоко, сок, масло и др.)
-
Топливозаправщики (для перевозки и заправки топливом)
-
Цистерны для воды (в том числе питьевой)
-
Цистерны для химических веществ (в т.ч. агрессивных)
-
Газовозы (для транспортировки сжиженных или сжатых газов)
-
Битумовозы (для перевозки горячего битума)
-
Цементовозы (для сухих сыпучих материалов под давлением)
-
Ассенизационные и илососные цистерны (для откачки сточных и канализационных жидкостей)
История создания
Первые прототипы цистерн появились ещё в XIX веке с развитием железнодорожного и автомобильного транспорта. Одними из первых были цистерны для воды и нефти, используемые на железных дорогах. С развитием автотехники в начале XX века стали использоваться автомобильные цистерны, сначала из дерева и металла, а затем — из стали и алюминия. Массовое распространение цистерн на автомобилях началось после Второй мировой войны с развитием нефтяной и химической промышленности, а также сельского хозяйства.
Типы
Цистерны можно классифицировать по следующим типам в зависимости от конструкции:
-
Моноблочные — цельносварная ёмкость без съёмных частей.
-
Секционные — состоят из нескольких отсеков для перевозки различных веществ одновременно.
-
Съёмные — контейнер-цистерны, которые устанавливаются и снимаются с шасси или платформы.
-
Изотермические — с теплоизоляцией, для продуктов, чувствительных к температуре.
-
С подогревом — оснащены системой нагрева (электронагрев, пар, масло) для вязких жидкостей.
Общее устройство
Основные элементы кузова-цистерны:
-
Резервуар (цистерна) — герметичная ёмкость, выполненная из стали, алюминия или пластика.
-
Рама крепления — конструкция для установки на автомобильное шасси.
-
Люки и заливные горловины — обеспечивают доступ для загрузки/выгрузки.
-
Система раздачи — насос, краны, шланги, измерительное оборудование.
-
Изоляция и подогрев — для цистерн с термочувствительными жидкостями.
-
Защитные элементы — брызговики, отбойники, предохранительные клапаны.
Классификация
Классификация кузовов-цистерн может основываться на:
-
Назначении (пищевые, технические, химические и т.д.)
-
Типе транспортируемого вещества (жидкие, газообразные, сыпучие)
-
Объёму (от малолитражных до многотоннажных)
-
Материалу изготовления (сталь, нержавейка, алюминий, композиты)
-
Температурному режиму эксплуатации (с изоляцией/без, с подогревом)
Основные характеристики
-
Вместимость: от 1 000 до 40 000 л
-
Материал корпуса: углеродистая сталь, нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы, пластик
-
Количество отсеков: от 1 до 6
-
Температурный диапазон: от –40°C до +120°C (в зависимости от модели)
-
Тип монтажа: стационарный (на шасси), съёмный (контейнерного типа)
-
Наличие изоляции: да/нет
-
Наличие подогрева: да/нет
-
Тип насоса: шестерёнчатый, центробежный, вакуумный (для ассенизации)
-
Рабочее давление (для газов и цемента): до 0,4 МПа и выше
Основные производители
Мировые производители
-
Schwarzmüller (Германия/Австрия) — цистерны для топлива и химии
-
LAG Trailers (Бельгия) — автоцистерны различных типов
-
Feldbinder (Германия) — цистерны и силосы
-
CIMC (Китай) — крупнейший мировой производитель контейнеров и надстроек
Российские производители
-
НефАЗ (Башкортостан) — топливозаправщики, газовозы, ассенизаторы
-
УРАЛСПЕЦТРАНС — широкий спектр кузовов-цистерн
-
Завод "Вектор" — молоковозы, водовозы, химовозы
-
ТОНАР — полуприцепы-цистерны
Китайские производители
-
Sinotruk — шасси и цистерны
-
FAW, Foton, HOWO — грузовики с заводскими надстройками
-
CLW Group (Chengli Special Automobile) — один из крупнейших производителей спецнадстроек, включая цистерны
Интересные факты
-
Самая большая автоцистерна в мире изготовлена для перевозки воды в пустынях Австралии — объём более 100 000 л.
-
Существуют мини-цистерны объёмом менее 1000 л, устанавливаемые на пикапы и минивэны.
-
В России популярны комбинированные цистерны, где один отсек используется под воду, другой — под пену (для пожарных машин).
-
В арктических регионах используются цистерны с двойной теплоизоляцией и системой подогрева от двигателя.
-
Цистерны для перевозки сжиженных газов оборудуются системой удержания давления и могут работать при температуре –196°C (криогенные).
Скрыть