Тягач — это самоходное транспортное средство, предназначенное для буксировки
прицепов,
полуприцепов,
самолётов и другой техники. Тягачи используются в различных областях, таких как грузоперевозки, строительство, сельское хозяйство и других. В качестве тягача может выступать автомобиль, трактор или специальная самоходная машина на колёсном, гусеничном или комбинированном шасси.
Виды седельных тягачей
Седельные тягачи — это тягачи, которые буксируют полуприцепы с помощью специального сцепного устройства — седла. Они используются для перевозки грузов на большие расстояния.
Буксирные тягачи — это тягачи, которые буксируют прицепы с помощью дышла. Они используются для перевозки тяжёлых грузов, таких как строительные материалы, оборудование и техника.
Тягачи промышленные - эти тягачи предназначены для использования на промышленных площадках и строительных объектах. Могут быть оборудованы специальными устройствами для буксировки или перемещения грузов и оборудования.
Тягачи терминальные (портовые тягачи) - используются на портах и терминалах для маневрирования судов, контейнеровозов и других грузовых единиц. Оснащены усиленной конструкцией и мощными двигателями для работы в условиях портовой среды.
Тягачи для грузоперевозок внутри склада (складские тягачи) - используются на складских площадях для перемещения грузов между складскими зонами. Обычно имеют компактные размеры и могут работать в ограниченном пространстве.
Тягачи для специальных целей - включают в себя различные специализированные тягачи, такие как автокраны, бетононасосы, автобетоносмесители и др. Используются для выполнения специфических задач в строительстве, горнодобывающей промышленности и других отраслях.
Это лишь несколько основных видов тягачей, и в зависимости от конкретных требований и специфики отрасли могут существовать и другие типы тягачей, а также их модификации.
История седельных тягачей
История создания тягачей началась в начале XX века, когда возникла необходимость в перевозке тяжёлых грузов на большие расстояния. Первые тягачи были созданы на базе грузовиков и имели простую конструкцию. Они использовались в сельском хозяйстве, строительстве и других областях.
В 1920-х годах началось массовое производство тягачей. Они стали более мощными и надёжными, что позволило им перевозить более тяжёлые грузы. В это же время появились седельные тягачи, которые стали наиболее распространённым типом тягачей.
В 1930-х годах тягачи стали оснащаться дизельными двигателями, которые были более экономичными и мощными, чем бензиновые двигатели. Это позволило тягачам перевозить ещё более тяжёлые грузы на большие расстояния.
Во время Второй мировой войны тягачи использовались для перевозки военной техники и оборудования. После войны тягачи продолжали развиваться и совершенствоваться. Они стали более мощными, надёжными и удобными в эксплуатации.
В настоящее время тягачи являются неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры. Они используются для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния. Тягачи продолжают развиваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать современным требованиям.
Общее устройство тягачей
Общее устройство тягачей включает в себя несколько основных компонентов, которые обеспечивают их функциональность и эффективность в работе. Вот обзор основных элементов:
Кабина:
Кабина тягача предназначена для размещения водителя и пассажиров, если таковые предусмотрены.
Обычно в кабине располагается приборная панель с инструментами и приборами для мониторинга работы транспортного средства.
В современных моделях кабины могут быть оснащены удобными сиденьями, системами кондиционирования воздуха, системами информационно-развлекательного комплекса и другими удобствами.
Двигатель:
Двигатель является сердцем тягача, обеспечивая его тяговую силу для движения.
Обычно тягачи оснащаются мощными дизельными двигателями, но также могут быть использованы бензиновые, газовые или гибридные двигатели в зависимости от требований и предпочтений.
Трансмиссия:
Трансмиссия передает мощность от двигателя к колесам или тракам тягача.
Обычно используются механические или автоматические коробки передач, которые позволяют водителю выбирать оптимальную передачу для текущих условий движения и нагрузки.
Ходовая часть:
Ходовая часть включает в себя подвеску, оси и колеса, которые обеспечивают устойчивость и маневренность транспортного средства.
В зависимости от конфигурации и назначения, тягачи могут быть оборудованы различными типами подвески и осей.
Рама и кузов:
Рама является основной структурой, на которой собираются все компоненты транспортного средства.
Кузов может быть предназначен для установки специализированных систем для крепления груза, таких как рейлинги, укрепленные полы или специальные крючки.
Системы безопасности:
Современные тягачи обычно оснащаются различными системами безопасности, такими как антиблокировочные тормоза (ABS), системы стабилизации (ESP), подушки безопасности и другие.
Общее устройство тягачей может варьироваться в зависимости от их конфигурации, модели и предназначения, но вышеперечисленные компоненты являются основными и характерными для большинства тягачей.
Классификация тягачей
Тягачи могут быть классифицированы по различным критериям, включая их назначение, характеристики и специализацию. Вот основные типы классификации тягачей:
По назначению:
Тягачи для дальнемагистральных перевозок: Эти тягачи предназначены для долгих перевозок грузов на большие расстояния по шоссе. Они обычно имеют мощные двигатели, комфортные кабины для водителя и эффективные топливные системы.
Тягачи для городских перевозок: Эти тягачи предназначены для работы в городских условиях, где требуется маневренность и компактные размеры. Они обычно имеют более короткие колесные базы и могут быть оснащены специальными системами безопасности для работы в городской среде.
Тягачи для строительных работ: Эти тягачи специально разработаны для работы на строительных площадках и в горнодобывающей промышленности. Они могут быть оборудованы специализированными системами для буксировки и перемещения тяжелых грузов и оборудования.
Тягачи для портовых операций: Эти тягачи используются на портах и терминалах для маневрирования судов, контейнеровозов и других грузовых единиц. Они обычно имеют усиленную конструкцию и мощные двигатели для работы в условиях портовой среды.
По типу транспортного средства, которое они могут буксировать:
Тягачи седельные: Эти тягачи имеют специальный крюк на задней части для прикрепления полуприцепа или прицепа. Они часто используются для дальнемагистральных перевозок грузов на большие расстояния.
Тягачи для буксировки тяжелой техники: Эти тягачи обычно оснащены мощными двигателями и специальными системами для буксировки тяжелых грузов, таких как автокраны, буровые установки и другие специализированные технические средства.
По типу двигателя:
Дизельные тягачи: Оснащены дизельными двигателями, которые обеспечивают хорошую тяговую силу и экономичность расхода топлива.
Бензиновые тягачи: Используют бензиновые двигатели, которые могут обеспечить высокую скорость и динамику, но обычно менее экономичны по сравнению с дизельными моделями.
Гибридные тягачи: Объединяют в себе два типа двигателей, такие как дизельный и электрический, для повышения эффективности и снижения выбросов.
Основные характеристики тягачей
Мощность двигателя. Измеряется в лошадиных силах (л. с.) или киловаттах (кВт). Мощность двигателя определяет максимальную скорость тягача и его способность преодолевать подъёмы с грузом.
Грузоподъёмность. Измеряется в тоннах (т). Грузоподъёмность определяет максимальный вес груза, который может перевезти тягач.
Тип трансмиссии. Трансмиссия передаёт крутящий момент от двигателя к колёсам. Тягачи могут иметь механическую, автоматическую или роботизированную трансмиссию.
Колёсная формула. Колёсная формула определяет количество осей и колёс тягача. Наиболее распространённые колёсные формулы — 4х2, 6х4 и 8х4.
Максимальная скорость. Измеряется в километрах в час (км/ч). Максимальная скорость тягача определяет его способность быстро передвигаться по дорогам.
Расход топлива. Измеряется в литрах на 100 километров (л/100 км). Расход топлива определяет экономичность тягача.
Тип подвески. Подвеска обеспечивает плавность хода тягача. Тягачи могут иметь рессорную, пневматическую или комбинированную подвеску.
Тип шин. Шины определяют проходимость тягача. Тягачи могут иметь шины для шоссе, бездорожья или универсальные.
Габаритные размеры. Габаритные размеры определяют размер тягача. Они включают длину, ширину и высоту тягача.
Производители тягачей
Вот некоторые производители седельных, промышленных и портовых тягачей:
MAN (Германия),
Mercedes-Benz (Германия),
Volvo (Швеция),
DAF (Нидерланды),
Scania (Швеция),
«ЧТЗ-Уралтрак» (Россия),
TEREX (США),
Komatsu (Япония),
Liebherr (Германия),
Konecranes (Финляндия),
Kalmar (Швеция),
CVS Ferrari (Италия).
Интересные факты о тягачах
Слово фура заимствовано из немецкого языка, и означало большая телега, повозка для клади Один из мощнейших в мире седельных тягачей стандартного габарита является Volvo FH16 с двигателем в 750 л. с. Он может перевозить свыше 100 т груза, а в 2016 году сдвинул с места груз в 750 т. Самым грузоподъемным тягачом является Nicolas Tractomas – благодаря увеличенному габариту и двигателю в 912 л. с. он перевозит до 250 т. груза за рейс. Самым маленьким седельным тягачом считается ВИС-23454. Он создан на базе самого обычного грузовичка
ВИС-2345, который в свою очередь базируется на легковом автомобиле
ВАЗ-2107. Самый большой тягач в мире — это Terex 33-19 «Titan». Он имеет высоту 6,5 метров и вес 235 тонн. Самый быстрый тягач в мире — это Bugatti Chiron Sport. Он может развивать скорость до 463 км/ч. Самый экономичный тягач в мире — это Scania R 500. Он оснащён дизельным двигателем и может проехать 12,5 км на одном литре топлива. Самый тяжёлый тягач в мире — это
БелАЗ-75710. Он весит 360 тонн и может перевозить грузы весом до 450 тонн. Самый длинный тягач в мире — это
Oshkosh M1075. Он имеет длину 9,8 метров и может перевозить прицепы длиной до 24 метров. Первый тягач с внутренним сгоранием был построен немецким изобретателем Готтлибом Даймлером в 1896 году. Он создал тягач, способный тянуть до 3 тонн на скорости до 6 км/ч. Самый дорогой тягач: Один из самых дорогих седельных тягачей в мире - Mercedes-Benz Actros SLT. Его стоимость может превышать 300 000 евро за полную комплектацию.
Скрыть