Карьерные самосвалы

Карьерные самосвалы — это специализированные тяжёлые грузовые автомобили, предназначенные для перевозки сыпучих и кусковых материалов (горных пород, руды, глины, песка и т. п.) в условиях карьеров, рудников и крупных строительных площадок. В отличие от дорожных самосвалов, карьерные модели обладают огромной грузоподъёмностью, мощной рамной конструкцией и рассчитаны на работу в условиях бездорожья и повышенных механических нагрузок.
Виды
Карьерные самосвалы делятся на следующие основные виды:
-
Жёсткорамные самосвалы — имеют неподвижную раму и жёстко соединённые оси. Это наиболее распространённый тип.
-
Шарнирно-сочленённые (артiculated) самосвалы — имеют поворотную сочленённую раму, обеспечивающую лучшую манёвренность на пересечённой местности.
-
Гусеничные карьерные самосвалы — редкий тип, применяемый в экстремальных условиях (например, в болотистой или скалистой местности).
-
Автопоезда-самосвалы — сочленённые тягачи с прицепами для увеличения объёма транспортируемых материалов.
История создания
Первые самосвалы, предназначенные для горных работ, начали использоваться в 1920-х годах. Изначально это были модифицированные дорожные грузовики с усиленной рамой и задним откидным кузовом. С ростом масштабов добычи полезных ископаемых возникла необходимость в специализированной технике.
В 1930-х годах американская компания Euclid (впоследствии ставшая частью General Motors) представила первые настоящие карьерные самосвалы. В 1950–1960-е годы развитие машиностроения позволило создавать машины грузоподъёмностью более 50 тонн. С 1970-х годов началась гонка за максимальные размеры и мощность: производители начали выпуск моделей грузоподъёмностью свыше 100 тонн. В XXI веке были достигнуты рекордные показатели — до 500 тонн.
Типы
Карьерные самосвалы можно подразделить на следующие типы по техническим особенностям и назначению:
-
По типу привода:
-
Полный привод (4×4, 6×6) — в основном у шарнирно-сочленённых моделей.
-
Задний привод — характерен для большинства жёсткорамных моделей.
-
-
По методу разгрузки:
-
С задней разгрузкой (стандарт).
-
С боковой разгрузкой (редко используется в узких шахтах и тоннелях).
-
-
По типу трансмиссии:
-
Механическая.
-
Гидромеханическая.
-
Электромеханическая (у сверхтяжёлых моделей).
-
-
По грузоподъёмности:
-
Малые (до 40 тонн).
-
Средние (40–100 тонн).
-
Большие (100–200 тонн).
-
Сверхтяжёлые (более 200 тонн).
-
Общее устройство
Карьерный самосвал состоит из следующих основных узлов:
-
Рама — жёсткая или шарнирно-сочленённая, выполнена из высокопрочной стали.
-
Кабина — защищённая, с системой фильтрации воздуха, кондиционированием и системой безопасности оператора.
-
Двигатель — дизельный или дизель-электрический, мощностью от 500 до 3500 л. с.
-
Кузов — стальной, с защитой от абразивного износа, гидроподъёмным механизмом.
-
Подвеска — гидропневматическая (часто с независимой подвеской колёс).
-
Тормозная система — многоконтурная с рабочими, стояночными и аварийными тормозами.
-
Шины — сверхразмерные, с высотой до 4 метров и внутренним давлением до 8–10 атмосфер.
Классификация
Карьерные самосвалы классифицируются по следующим признакам:
-
По назначению:
-
Универсальные — для перевозки различных материалов.
-
Специализированные — для работы с тяжёлой или абразивной породой.
-
-
По климатическому исполнению:
-
Стандартные (умеренный климат).
-
Арктические (с утеплением и подогревом узлов).
-
Тропические (с дополнительным охлаждением).
-
-
По методу изготовления:
-
Заводские модели.
-
Индивидуально адаптированные под заказчика (например, модификации кузова, системы пожаротушения, фильтрации и т. д.).
-
Основные характеристики
-
Грузоподъёмность: от 30 до 500 тонн.
-
Объём кузова: от 15 до 300 куб. м (зависит от плотности груза).
-
Мощность двигателя: от 400 до 3500 л. с.
-
Максимальная скорость: 40–65 км/ч (зависит от нагрузки).
-
Габаритные размеры: длина до 15 м, ширина до 10 м, высота до 8 м.
-
Масса без груза (собственная): от 30 до 250 тонн.
-
Производительность: до 5000 тонн материала в смену.
Основные производители
Мировые лидеры:
-
Caterpillar (США) — серия 797, 793, признанный лидер рынка карьерной техники.
-
Komatsu (Япония) — серия HD и 980E, широко применяется в карьерах по всему миру.
-
Hitachi (Япония) — карьерные самосвалы EH-серии.
-
Liebherr (Германия) — модель T282C была одной из самых больших в мире.
-
BelAZ (Беларусь) — производит одни из самых тяжёлых самосвалов в мире, в т.ч. модели на 450 тонн.
Китайские производители:
-
XCMG — модели с грузоподъёмностью до 220 тонн.
-
SANY — активно развивает линейку карьерных самосвалов.
-
LGMG, Zoomlion, HBIS — новые игроки на международном рынке, ориентированные на экспорт.
Российские производители:
-
БелАЗ (Беларусь, но активно используется в России) — крупнейший поставщик для горнодобывающих предприятий.
-
ЧМЗ (Челябинский машиностроительный завод) — производит шарнирно-сочленённые самосвалы.
-
КМАЗ (в сотрудничестве с КАМАЗ) — опытные образцы карьерной техники.
-
Богдановичский машиностроительный завод (БМЗ) — модели малой грузоподъёмности.
Интересные факты
-
Самый большой карьерный самосвал в мире — БелАЗ-75710, грузоподъёмность 450 тонн, длина 20,6 м, двигатель мощностью 4600 л.с., колёса высотой 4 м.
-
Один из самых маленьких карьерных самосвалов — Komatsu HD325, грузоподъёмность 36 тонн.
-
Некоторые модели самосвалов, например Komatsu 980E, используют электрическую трансмиссию, где двигатель приводит в движение генератор, а тот — электромоторы на колёсах.
-
Одна шина для БелАЗа может стоить до 50 000 долларов США и весить более 5 тонн.
-
В некоторых карьерах используются автономные (беспилотные) карьерные самосвалы, например у Komatsu и Caterpillar.
Скрыть
Область применения
Карьерные самосвалы находят применение в следующих сферах:
-
Горнодобывающая промышленность — добыча угля, руды, известняка, гранита.
-
Металлургия — транспортировка сырья на металлургические комбинаты.
-
Цементные и строительные карьеры — перевозка щебня, песка, глины.
-
Землеройные работы на больших стройках — гидроэлектростанции, дороги, тоннели.
-
Мегастройки в энергетике и инфраструктуре — транспортировка грунта и скальных пород.
-
Работа в карьерах открытого типа — основное направление применения.
Скрыть
- Объем кузова 24.7 м³
- Грузоподъемность 30 тонн
- Колесная формула 4х2
- Объем кузова: 12 м³
- Направление разгрузки: Задняя
- Грузоподъемность: 20 тонн
- Объем кузова: 12 м³
- Направление разгрузки: Задняя
- Грузоподъемность: 19.50 тонн
- Объем кузова: 30 м³
- Направление разгрузки: Задняя
- Объем кузова: 26 м³
- Направление разгрузки: Задняя
- Объем кузова: 25 м³
- Направление разгрузки: Задняя
- Объем кузова: 22 м³
- Направление разгрузки: Задняя
- Объем кузова: 12 м³
- Направление разгрузки: Задняя
- Объем кузова: 20 м³
- Направление разгрузки: Задняя
- Объем кузова: 21 м³
- Направление разгрузки: Задняя
- Объем кузова: 10 м³
- Направление разгрузки: Задняя