Прицепная и полуприцепная техника - транспортное средство для перевозки грузов, не оборудованное двигателем и предназначенное для движении в составе автопоезда. К прицепной и полуприцепной техники относятся
прицепы, полуприцепы и
прицепы-роспуски, эти типы отличает способы крепления к тягачу.
История прицепной техники
История прицепной техники берет свое начало с изобретения колеса и саней, которые сначала перемещались с помощью человека, а затем повозки которые перемещались с помощью животных. В 1897 г. Александр Винтон основал компанию Winton Motor Carriage Company, которая изготавливала автомобили. Во многих городах открылись первые автосалоны, и возник вопрос - как доставлять туда произведенные автомобили. В 1899 г. Винтон с группой конструкторов разработал и изготовил на своем заводе автоприцеп для безопасной транспортировки новых автомобилей в автосалоны. Это как раз-таки и был первый прицеп для легкового автомобиля. Некоторые историки автопрома считают, что первый в мире прицеп был изобретен Августом Чарльзом Фрюхауфом в 1914 г. (США, Детройт), хотя фактически, он повторил идею Винтона. Фрюхауф снял заднее сиденье с автомобиля Форд, а с прицепляемого фургона - переднюю ось с колесами и прикрепил к задней части шасси автомобиля.
Полуприцепы
Полуприцеп - это транспортное средство для перевозки грузов, используется в составе автопоезда совместно с
седельным тягачом, на который передает часть нагрузки. Присоединение осуществляется через специальное седельно-сцепное устройство (ССУ или седло), расположенное на раме грузовика (седельного тягача). Конструктивно ССУ состоит из седла (грузонесущей плиты) с угловым вырезом, под которым располагается механизм фиксации шкворня (замок), который устанавливается на полуприцеп. ССУ монтируется на раму автомобиля шарнирно, может наклоняться вперед-назад для компенсации колебаний полуприцепа при движении. Иногда ССУ может перемещаться вдоль рамы для распределения нагрузки от полуприцепа на оси тягача. В силу своей конструкции, полуприцеп может стоять отдельно от тягача только с помощью выдвигаемых опорных стоек, они принимают на себя часть веса груза и самой прицепной техники вместо тягача.
Общее устройство полуприцепов
Полуприцеп состоит из рамы, осей, сцепного устройства в виде опорной площадки с шкворнем и надстроек для перевозки различных грузов. Полуприцеп принимает на себя часть веса груза, а часть передает на буксирующего седельного тягача.
Классификация полуприцепов
Полуприцепы классифицируются по следующим признакам:
Количество осей - одноосные, двухосные, трехосные, многоосные;
Тип площадки - низкорамные и высокорамные;
Тип подвески - рессорная, пневматическая, торсионная (резино-жгутовая), пружинная.
По назначению (виду надстройки) -
шасси (без надстройки),
бортовые,
тентованные,
шторные,
шторно-бортовые,
фургоны,
изотермические,
рефрижераторные,
контейнеровозы,
самосвальные,
зерновозы,
щеповозы,
ломовозы,
тралы,
тяжеловозы,
автовозы,
цистерны для пищевых и химических жидкостей,
бензовозы,
топливозаправщики,
битумовозы,
газовозы,
цементовозы,
муковозы,
кормовозы,
лесовозы,
сортиментовозы,
трубовозы,
балковозы,
опоровозы,
скотовозы,
птицевозы,
коневозы,
панелевозы,
стекловозы, специального назначения и другие.
Основные характеристики полуприцепов
К характеристикам полуприцепов относятся:
Грузоподъемность полуприцепа;
Вид седельно-сцепного устройства (ССУ);
Тип подвески;
Количество осей;
Нагрузка на ось;
Высота платформы;
Назначение (тип надстройки).
Производители полуприцепов
Основными производителями полуприцепов являются
Тонар,
Нефаз,
Новтрак,
Бецема,
BONUM,
Foxtank,
Сеспель,
Манак-Авто,
Kögel Trailer,
Wielton,
Schmitz Cargobull,
Krone,
Kassbohrer,
KOLUMAN и другие
Прицепы-роспуски
Прицеп-роспуск - это гибрид прицепа и полуприцепа предназначенный для перевозки длинномерных грузов. Перевозимый груз опирается на специальные ложементы — так называемые «коники»: передней своей частью — на коники тягача, а задней — на коники прицепа-роспуска; при этом вес груза частично передаётся тягачу, а частично — несущей раме и колёсам роспуска. Для обеспечения передачи тягового усилия роспуск оборудуется дышлом постоянной или переменной длины.
Общее устройство прицепов роспусков
Прицеп-роспуск состоит из рамы, осей, сцепного устройства (дышла) с петлей или шкворнем и коника со стойками. Прицеп-роспуск принимает на себя часть веса груза, а часть передает на буксирующего тягача.
Классификация прицепов-роспусков
Прицепы-роспуски классифицируются по следующим признакам:
Количество осей - одноосные, двухосные, трехосные, многоосные;
Тип сцепного устройства - крюковые, шкворневые;
Тип подвески - рессорная, пневматическая, торсионная (резино-жгутовая), пружинная;
Также в отдельную категорию относятся прицепы для легковых автомобилей и прицепы для тракторной техники.
В заключение стоит отметить, что более 60% всех перевозок в мире осуществляется автопоездами с использованием полуприцепов.
Интересные факты о прицепной и полуприцепной технике
На сегодняшний день самый длинный автопоезд в мире был создан в австралийском Квинсленде в 2006 году. Грузовик
Titan тянул за собой 112 прицепов общим весом 1300 тонн, его длина составляла 1474,3 метра.