Фаркоп (сокращение от «фаркопное устройство» или «фаркопное сцепное устройство») — это элемент автомобильной оснастки, предназначенный для соединения легкового автомобиля с прицепом, платформой, велобагажником или иным тяговым оборудованием. Он представляет собой металлическое устройст
... Подробнее
Фаркоп (сокращение от «фаркопное устройство» или «фаркопное сцепное устройство») — это элемент автомобильной оснастки, предназначенный для соединения легкового автомобиля с прицепом, платформой, велобагажником или иным тяговым оборудованием. Он представляет собой металлическое устройство, обеспечивающее безопасное и прочное сцепление с дополнительной нагрузкой.
Фаркопы широко используются как в бытовых, так и в коммерческих целях, обеспечивая универсальность легкового транспорта.
Виды
Фаркопы подразделяются по нескольким признакам:
По конструкции:
-
Съемные — позволяют при необходимости демонтировать шаровую головку.
-
Несъемные — стационарные конструкции, постоянно установленные на автомобиле.
-
Поворотные — имеют механизм поворота шара, позволяют скрыть его под бампер.
По типу шаровой головки:
-
Тип A (шар на фланце) — используется в легком и среднем сегменте.
-
Тип B (круглый шар, съемный с помощью болтов).
-
Тип C (быстросъемный шар) — демонтируется без инструмента.
-
Тип D/E/F — усиленные системы для крупногабаритных прицепов, реже встречаются на легковом транспорте.
По способу крепления:
История создания
История фаркопов уходит корнями в начало XX века, когда появились первые буксируемые прицепы к легковым автомобилям. Изначально сцепка осуществлялась с помощью тросов и крюков, что было небезопасно и неудобно.
В 1930-х годах появились стандартизированные шаровые фаркопы в Европе и США. Массовое распространение устройства получило в послевоенное время, с ростом автотуризма и потребности в перевозке грузов на легковом транспорте. В 1950-х годах разработан современный шар диаметром 50 мм, ставший международным стандартом (ISO 50).
На территории СССР массовое распространение фаркопов началось в 1970-х годах, особенно на автомобилях типа «Жигули», «Москвич» и «Волга».
Типы
Шаровые фаркопы
Наиболее распространенный тип, оснащается шаром диаметром 50 мм, который входит в стандарт сцепки ISO. Применяются для легких и среднетяжелых прицепов.
Фланцевые фаркопы
Оснащены плоской фланцевой площадкой с креплением на болтах. Применяются преимущественно в коммерческих транспортных средствах и внедорожниках.
Американский квадрат (square receiver)
Стандартизованная система, популярная в США, с квадратным приёмником (чаще всего 2 дюйма). Позволяет устанавливать не только прицепы, но и различные аксессуары: лебедки, велобагажники, платформы.
Общее устройство
Фаркоп состоит из следующих основных элементов:
-
Балка (рама) — основа, крепящаяся к кузову или лонжеронам автомобиля.
-
Кронштейны — соединительные элементы между рамой и кузовом.
-
Шаровая головка (шар) — основная сцепная часть.
-
Площадка крепления (фланец) — используется в некоторых моделях.
-
Электрика (розетка) — обеспечивает передачу сигналов на прицеп (стоп-сигналы, поворотники и т. д.).
Электрическая часть бывает 7- и 13-контактной, в зависимости от комплектации прицепа и требований ПДД.
Классификация
Фаркопы классифицируются по следующим параметрам:
По нагрузочной способности:
-
Класс 1 (до 750 кг) — для легких прицепов.
-
Класс 2 (до 1200 кг) — универсальные, наиболее распространенные.
-
Класс 3 (до 2000 кг и выше) — усиленные конструкции.
По совместимости с автомобилями:
По назначению:
Основные характеристики
-
Диаметр шара: 50 мм (евростандарт);
-
Максимальная нагрузка на шар: от 50 до 120 кг;
-
Допустимая масса прицепа: от 500 до 3500 кг;
-
Материал конструкции: сталь, оцинкованная сталь, иногда с порошковым покрытием;
-
Тип крепления: болтовой, быстросъемный, скрытый;
-
Наличие сертификата ТР ТС 018/2011 — обязательно для установки на автомобиле в РФ.
Основные производители
Российские производители:
-
Лидер-Плюс (Тольятти) — один из крупнейших производителей фаркопов в России.
-
AvtoS — предлагает широкий ассортимент для отечественных и иностранных автомобилей.
-
Bosal-Автофлекс — производитель с широким модельным рядом, ранее международный бренд.
-
Baltex — производитель фаркопов эконом-сегмента.
Китайские производители:
-
Steinhof (КНР) — выпускает модельные и универсальные фаркопы, популярные на рынке РФ.
-
Alkar — китайский бренд, предлагающий недорогие решения с базовым качеством.
-
KING — производит фаркопы и сцепные устройства OEM-уровня.
Также популярны европейские бренды: Westfalia, Brink, Oris, Galia, используемые как в первичной комплектации, так и в послепродажном оснащении.
Интересные факты
-
Согласно европейским стандартам, фаркоп должен выдерживать не только статическую, но и динамическую нагрузку в условиях экстренного торможения.
-
Некоторые современные автомобили комплектуются электронными блоками согласования электрики фаркопа, которые интегрируются с системами ESP и ABS.
-
Установка фаркопа без регистрации в ГИБДД запрещена, если конструкция меняет массу или габариты автомобиля — требуется внесение изменений в ПТС.
-
В ряде стран (например, в Германии) фаркоп считается обязательным элементом для коммерческого транспорта.
Скрыть