Железнодорожный перегружатель — это специализированная грузоподъёмная машина, предназначенная для механизированной перегрузки различных сыпучих, штучных, навалочных и других грузов между железнодорожным подвижным составом, транспортом и складскими площадками. Является важным элементом в
... Подробнее
Железнодорожный перегружатель — это специализированная грузоподъёмная машина, предназначенная для механизированной перегрузки различных сыпучих, штучных, навалочных и других грузов между железнодорожным подвижным составом, транспортом и складскими площадками. Является важным элементом в логистических, портовых, промышленно-строительных и перерабатывающих цепочках.
Виды
Железнодорожные перегружатели подразделяются по различным признакам. Наиболее распространённые виды:
-
Колёсные — на базе самоходного шасси с пневматическими колесами. Универсальны и мобильны.
-
Гусеничные — отличаются повышенной устойчивостью и возможностью работы в сложных условиях, на сыпучем или неустойчивом грунте.
-
Стационарные — неподвижно установлены на опорах или фундаментах. Используются в терминалах и крупных портах.
-
Рельсовые (железнодорожные) — передвигаются по рельсам вдоль железнодорожной ветки, обслуживая вагоны. Часто применяются в портах и на перевалочных базах.
-
Портальные — конструкция позволяет проезжать автотранспорту под рамой машины, что удобно при комплексной перегрузке.
-
Складские — используются на складах с большими объёмами грузов.
История создания
Появление железнодорожных перегружателей связано с индустриализацией конца XIX — начала XX века, когда массовое развитие железнодорожного транспорта потребовало механизации разгрузочно-погрузочных операций.
Первые конструкции были крановыми установками на рельсовом ходу, позже появились специализированные машины с грузозахватами, предназначенными для работы с углём, рудой, лесом и другими массовыми грузами.
С 1950-х годов началось широкое распространение специализированных перегружателей с гидравлическим приводом и сменными рабочими органами. В СССР в этот период разрабатывались модели на базе экскаваторов, модифицированных для работы в портах и железнодорожных терминалах. Современные перегружатели стали высокотехнологичными машинами с интеллектуальным управлением, возможностью телеметрии и автоматизации процессов.
Типы
В зависимости от конструкции и задач железнодорожные перегружатели бывают:
-
Механические — используют механическую трансмиссию и подъемно-грузовые устройства.
-
Гидравлические — оснащаются гидравлическими цилиндрами, обеспечивающими высокую точность и мощность.
-
Электрогидравлические — работают от внешнего электроснабжения и применяются в стационарных точках.
-
Гибридные — сочетают двигатель внутреннего сгорания и электропривод.
Общее устройство
Конструкция железнодорожного перегружателя включает:
-
Шасси — может быть колесным, гусеничным, рельсовым или стационарным.
-
Операторская кабина — с панорамным обзором, системами климат-контроля и управления.
-
Стрела — подъемная конструкция, обеспечивающая досягаемость к точке погрузки/разгрузки.
-
Грузозахват — может быть грейфером, магнитной плитой, захватом для леса, ковшом и др.
-
Приводная система — дизельная, электрическая или комбинированная.
-
Противовес — служит для балансировки машины при работе с тяжелыми грузами.
Классификация
Классификация перегружателей может осуществляться по следующим параметрам:
-
По типу груза:
-
для сыпучих грузов (уголь, руда, песок),
-
для штучных грузов (контейнеры, металл),
-
для лесоматериалов,
-
универсальные.
-
По массе груза:
-
легкие (до 10 т),
-
средние (10–25 т),
-
тяжелые (свыше 25 т).
-
По сфере применения:
Основные характеристики
Железнодорожные перегружатели обладают следующими техническими параметрами:
-
грузоподъемность: от 5 до 50 тонн и более,
-
радиус действия стрелы: от 7 до 20 метров,
-
высота выгрузки: до 15 метров,
-
тип привода: дизель, электро, гибрид,
-
вес машины: от 15 до 100 тонн,
-
производительность: до 3000 тонн в сутки,
-
наличие сменных рабочих органов и быстросъемных механизмов.
Основные производители
Российские производители:
-
Тверской экскаватор (ТВЭКС) — модели ЕК-П и МПП для железнодорожных и портовых нужд.
-
Балтийский завод (Санкт-Петербург) — перегружатели портального и стационарного типа.
-
Завод «СибПромКомплект» — выпускает перегружатели на базе экскаваторов с доработанной стрелой.
Китайские производители:
-
SANY — производит широкий спектр перегружателей с электрическим и дизельным приводом.
-
XCMG — предлагает универсальные решения для портов, терминалов и перерабатывающих предприятий.
-
ZOOMLION — развивает линейку перегрузочной техники, в том числе с дистанционным управлением.
Европейские и другие мировые бренды:
-
Liebherr (Германия) — признанный лидер с широкой линейкой промышленных перегружателей.
-
Fuchs (немецкий бренд, ныне часть Terex) — специализируется на высокоточных мобильных перегружателях.
-
Sennebogen (Германия) — производит как стационарные, так и рельсовые машины.
-
Volvo CE, Caterpillar, Hitachi — представляют модели с универсальным использованием.
Интересные факты
-
Самый большой перегружатель — Sennebogen 895 E Hybrid, масса около 420 тонн, радиус действия стрелы до 40 метров.
-
Самый маленький железнодорожный перегружатель — компактные модели на базе мини-экскаваторов, например, Fuchs MHL320, масса около 17 тонн.
-
Самый дорогой перегружатель — специализированные портальные модели Liebherr стоимостью до 5 миллионов евро.
-
В некоторых странах перегружатели работают в полностью автономном режиме, управляемые дистанционно или по заданной программе (например, в Швеции и Германии).
-
Китай в последние годы стал крупнейшим производителем перегрузочной техники, вытесняя европейские бренды в массовом сегменте.
Скрыть