Грузовой эвакуатор — это специализированное транспортное средство, предназначенное для эвакуации, транспортировки и буксировки крупногабаритной техники: грузовиков, автобусов, прицепов, полуприцепов, строительной и коммунальной техники. Оснащается мощным тяговым оборудованием, подъемно
... Подробнее
Грузовой эвакуатор — это специализированное транспортное средство, предназначенное для эвакуации, транспортировки и буксировки крупногабаритной техники: грузовиков, автобусов, прицепов, полуприцепов, строительной и коммунальной техники. Оснащается мощным тяговым оборудованием, подъемно-буксировочными устройствами, лебедками, крановыми установками и платформами различного типа.
Виды
Грузовые эвакуаторы различаются по конструкции, способу эвакуации и назначению:
-
С подкатной тележкой — буксируют неисправное транспортное средство, частично приподнимая его ось.
-
С краном-манипулятором — позволяют поднимать и погружать автомобили, съехавшие с дороги или лежащие на боку.
-
С полной платформой — перевозят транспорт целиком, особенно если движение на своих колесах невозможно.
-
С жесткой сцепкой — обеспечивают буксировку через специальный рычаг, фиксирующий переднюю часть эвакуируемого транспорта.
История создания
Первый эвакуатор был создан в 1916 году в США по инициативе Эрнеста Холмса, который разработал механическое устройство для подъема и транспортировки автомобилей. Его конструкция легла в основу современного эвакуационного оборудования.
С развитием автомобильной промышленности появилась необходимость эвакуации не только легковых, но и грузовых машин. В 1930-х годах начали разрабатывать более мощные эвакуаторы для работы с коммерческим транспортом. В СССР первые грузовые эвакуаторы появились в 1950–60-х годах на базе шасси ЗИС и ЗИЛ, использовались преимущественно в армейской и коммунальной службе.
Типы
По способу транспортировки:
-
Полная погрузка — транспорт полностью загружается на платформу.
-
Частичная погрузка — эвакуируется только одна ось (передняя или задняя).
-
Жесткая сцепка — прицепное устройство соединяет эвакуатор и эвакуируемый грузовик.
По назначению:
-
Универсальные — подходят для большинства задач.
-
Специализированные — созданы для определённых видов техники: автобусов, строительной техники и др.
По уровню проходимости:
-
Шоссейные — работают на асфальте и в городских условиях.
-
Внедорожные — используются в карьерах, лесу, на неасфальтированных участках.
Общее устройство
Грузовой эвакуатор состоит из следующих основных узлов:
-
Шасси грузового автомобиля — основа конструкции, может быть одно-, двух- или трехосным.
-
Подъемное устройство — стрела, кран-манипулятор или подъемная платформа.
-
Лебедка — тросовая или гидравлическая система для вытягивания транспорта.
-
Сцепные элементы — буксировочная балка, вилы, замки и держатели осей.
-
Гидравлическая система — обеспечивает подъем, наклон и выравнивание платформы.
-
Управляющая система — пульты управления, рычаги, дистанционные панели.
Дополнительно может устанавливаться освещение, камеры заднего обзора, домкраты, стабилизаторы, кран-балка и оборудование для аварийных работ.
Классификация
Грузовые эвакуаторы классифицируются по следующим признакам:
По массе эвакуируемого транспорта:
По числу осей:
-
Двухосные (обычно для городских условий),
-
Трехосные и более (для тяжелых работ и транспортировки на большие расстояния).
По типу надстройки:
-
С гидроплатформой,
-
С краном-манипулятором,
-
Комбинированные.
Основные характеристики
Ключевые технические параметры грузовых эвакуаторов:
-
грузоподъемность: от 5 до 60 тонн;
-
длина платформы: от 5 до 12 метров;
-
мощность двигателя: от 180 до 500 л.с.;
-
тип привода: задний или полный;
-
тяговое усилие лебедки: до 25–40 тонн;
-
угол наклона платформы: до 10–14°;
-
дополнительное оборудование: поворотные кран-балки, гидроборта, стабилизаторы, прожекторы.
Основные производители
Российские производители:
-
ЧМЗАП — эвакуаторы на базе КамАЗ и Урал;
-
Автоспецтехника (Нижний Новгород) — эвакуаторы с краном-манипулятором;
-
Техинком — машины на шасси КамАЗ, МАЗ, ГАЗ;
-
АвтоМастер — широкий ассортимент эвакуаторов;
-
ЗАО «Тонар» — тяжелые эвакуаторы для промышленного применения.
Китайские производители:
-
Foton — предлагает платформенные эвакуаторы на малотоннажных шасси;
-
FAW — техника среднего класса для городских служб;
-
Dongfeng — широкий модельный ряд от легких до тяжелых эвакуаторов;
-
HOWO (Sinotruk) — тяжелые эвакуаторы с высокой проходимостью;
-
CAMC — техника для эвакуации в условиях бездорожья.
Интересные факты
-
Самый большой эвакуатор в мире — модель Century M100 от Miller Industries (США), созданная на шасси Western Star. Он способен поднимать до 100 тонн.
-
Самый маленький эвакуатор — это мини-эвакуаторы на базе микроавтомобилей, используемые в Японии для эвакуации мотоциклов и малолитражек.
-
В России применяются армейские эвакуаторы на базе шасси КамАЗ-63501 и Урал-5323 для эвакуации бронетехники.
-
Некоторые современные модели оснащаются телематическими системами, позволяющими отслеживать эвакуированный транспорт онлайн.
Скрыть