ШАССИ АВТОМОБИЛЯ
Новинка была построена на шасси предыдущей модели и получила множество технических и визуальных изменений. Так начинаются обзоры многих автомобилей очередного поколения. Что такое шасси, на котором выпускаются очередные модели? Разберемся с этим вопросом подробней.
ЧТО ТАКОЕ ШАССИ
Все механические транспортные средства состоят из трех основных узлов:
силовая установка;
кузов;
шасси.
Шасси это не какая-то конкретная деталь в транспортном средстве. Иногда этим термином называют несущую конструкцию машины.
На самом деле шасси представляет собой набор механизмов, которые взаимодействуют с колесами и опорами автомобиля. Это узел, который объединяет в себе рулевое управление автомобилем, его трансмиссию, систему амортизации и ходовую часть. Все эти системы соединены на общем основании, и их работа синхронизируется так, чтобы весь автомобиль мог выполнять движение. Шасси также включает раму плюс силовые агрегаты — двигатель, трансмиссию и подвеску. На нем находится кузов, придающий автомобилю законченный вид.
Под шасси автомобиля также подразумевается комплект деталей и узлов, от которых зависит движение и маневры транспортного средства. В технической документации машины он имеет маркировку, которая в этом случае соответствует номеру кузова.
Основными составляющими шасси автомобиля являются две подвески — передняя и задняя, а также колеса. Подвески необходимы для смягчения или устранения колебаний при движении, благодаря которым автомобиль плавно преодолевает все неровности дороги.
ПРИНЦИП РАБОТЫ И ДЛЯ ЧЕГО ОНО НУЖНО
Все необходимые для передвижения агрегаты монтируются на основание авто таким образом, чтобы вращательная энергия передавалась от двигателя на ведущие колеса. Вот как синхронизируется работа всех узлов:
На подрамник установлен мотор. От него крутящий момент передается на передний или задний мост (в случае с полным или задним приводом). Благодаря этому колеса начинают вращаться, и машина движется вперед или назад.
Чтобы автомобиль мог менять свое направление, к нему подсоединяется рулевое управление. Ведущие колеса приводят авто в движение, а рулевые – задают ему направление. В этом узле много деталей, которые обеспечивают плавные маневры во время езды.
Для изменения скорости автомобиля между силовым агрегатом и ведущими колесами устанавливается коробка передач. Она может быть механической или автоматической. В этом узле при помощи набора шестеренок крутящий момент увеличивается, что позволяет снять чрезмерную нагрузку с двигателя.
Во время езды по дорогам разного качества возникают колебания. Из-за тряски и вибрации составные части трансмиссии и рулевого управления быстро выйдут из строя. Для компенсации такой нагрузки к подрамнику крепятся рычаги и амортизаторы.
Как видно, шасси автомобиля позволяет приводить в движение всю конструкцию, менять ее направление и компенсировать нагрузки от вибраций, возникающие во время езды. Благодаря такой разработке вырабатываемая двигателем внутреннего сгорания энергия может быть использована для комфортной и безопасной транспортировки людей и больших грузов.
УСТРОЙСТВО И КОНСТРУКЦИЯ ШАССИ АВТОМОБИЛЯ
Шасси легкового автомобиля и грузовика создаются по единому принципу: оно состоит из несущей части, к которой присоединяются необходимые для передвижения узлы.
Основа машины принимает на себя всю нагрузку при разгоне, торможении и раскачивании, поэтому материал, из которого она изготавливается, отличается особой прочностью. Различают два типа шасси транспортных средств.
1. Рамное. Раньше этот тип несущей части использовался во всех автомобилях. Рама это сваренные между собой крепкие швеллеры и балки, к которым крепятся все элементы машины, в том числе и кузов. Такое основание позволяет груженому транспорту выдерживать большие нагрузки на кручение во время езды по бездорожью. В современном автомобилестроении данный тип шасси используется в грузовых автомобилях и полноценных внедорожниках.
2. Несущий кузов. Этот тип шасси используется при разработке легковых автомобилей нового поколения. В этом случае функцию рамы выполняет основная часть кузова. Среди таких конструкций существует еще две разновидности: несущее основание и несущий корпус. Идея создать такую конструкцию обусловлена стремлением инженеров облегчить автомобиль для повышения производительности силового агрегата. Благодаря тому, что в таком шасси нет габаритных и тяжелых элементов, транспортное средство может быть более динамичным при небольшой мощности ДВС.
По сравнению с рамной конструкцией, шасси с несущим кузовом не позволяет транспортировать большие грузы. Чаще это автомобили спортивного и представительского класса.
В стремлении создать самый практичный автомобиль производители постоянно улучшают аэродинамику кузова, мощность двигателя, но при этом большое внимание уделяется его шасси. Постепенно в этом узле появляются облегченные материалы из сплавов прочных, но легких металлов.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Как мы уже рассматривали, шасси в транспортном средстве необходимо для следующих целей:
Обеспечивать движение транспортного средства за счет передачи крутящего момента от силового агрегата на трансмиссию и затем на колеса;
Минимизировать нагрузки, которые поступают в процессе движения машины по неровностям. Благодаря этому ни двигатель, ни другие важные элементы транспорта не страдают от постоянной тряски;
Обеспечивать прямолинейное движение, маневрирование, ускорение или замедление, а также полную остановку с последующей стоянкой всей конструкции транспорта.
В зависимости от вида транспортного средства, которое эксплуатируется на земле, различают следующие типы шасси:
Автомобильный – полагается легковым автомобилям, грузовикам, прицепам и полуприцепам;
Тракторный – как следует из названия, такое шасси используется на тракторах. Оно может быть на гусеницах или на колесах;
Мотоциклетный – используется для сборки мотоциклов, скутеров, трициклов, квадрациклов;
Для специализированной техники. Конструкция может быть как самоходная, так и несамоходная. В самоходных модификациях могут использоваться гусеницы или колеса;
Железнодорожный – на основе такого шасси создается транспорт, предназначенный для передвижения по железным дорогам. Сюда входят поезда, электрички, дрезины, трамваи и так далее;
Вездеходный – хотя такое шасси используется для сборки автомобилей, его конструкция воплощает в себе особенности наземного и водного транспорта, благодаря чему «амфибия» способна с одинаковой эффективностью передвигаться, как по суше, так и по воде. В эту категорию не входит транспорт, работающий на воздушной подушке. Это уже разновидность водного транспорта.
Все эти типы шасси также делятся на следующие категории:
Рамная конструкция. Она выглядит в виде сваренных металлических швеллеров, на которых закрепляются все механизмы и агрегаты транспортного средства. С таким типом шасси создаются грузовики и много полноценных внедорожников. Раньше на такой тележке также базировались и легковые машины, но из-за большого веса конструкция требовала установки мощного силового агрегата.
Несущий кузов. В основном такой тип шасси используется в легковом транспорте. В такой тележке может использоваться подрамник, но также бывают автомобили и без данного элемента.
Самоходная конструкция. В такую модификацию входит только спецтехника. Тележка состоит из основных агрегатов, позволяющих ей передвигаться самостоятельно. В ней обязательно предусматривается кресло оператора. Такой категорией шасси часто пользуются военные структуры для перемещения военной техники, а также большие строительные компании.
Рамная мотоциклетная конструкция. Этот тип шасси используется для создания мотоциклетного транспорта. Также встречается тип спорткаров, «Багги», в основе которых лежит тоже рама из сваренных труб (для облегчения конструкции).
ШАССИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Для грузовых машин разработано несколько вариантов шасси. В основе такой тележки всегда лежит рама. В зависимости от модели авто ходовая часть может быть представлена гусеницами или колесами. Гораздо реже встречаются комбинированные варианты: рулевая часть – колеса, а ведущая – гусеницы.
В зависимости от назначения транспортного средства на его шасси может устанавливаться кузов, будка, цистерна, манипулятор, бетономешалка, люлька и так далее. Шасси грузовых автомобилей классифицируется по:
Числу осей – их минимум две, а максимум четыре;
Грузоподъемности – малый, средний или тяжелый тоннаж;
Колесной формуле – числу колес, которые устанавливаются на тележке. Они могут быть одинарными или двойными.
Несмотря на то, что большинство грузовиков базируется на классической раме, существуют также модели с несущим кузовом. Но такой тип авто менее практичен для транспортировки приличных грузов.
Скрыть