Инвентарные подмости (ИПРС) — это сборно-разборные металлоконструкции, предназначенные для временного размещения рабочих, оборудования и материалов при ремонте, строительстве и техническом обслуживании мостов, путепроводов и других инженерных сооружений. Подмости обеспечивают безопасный
... Подробнее
Инвентарные подмости (ИПРС) — это сборно-разборные металлоконструкции, предназначенные для временного размещения рабочих, оборудования и материалов при ремонте, строительстве и техническом обслуживании мостов, путепроводов и других инженерных сооружений. Подмости обеспечивают безопасный доступ к труднодоступным частям конструкций, включая нижние ярусы пролетных строений, опоры и закладные элементы.
ИПРС представляют собой модульные конструкции, состоящие из стандартных элементов, которые можно быстро собрать, разобрать и адаптировать под конкретные условия объекта.
Виды
Существуют следующие основные виды инвентарных подмостей:
-
Подмости для нижнего строения мостов (устанавливаются под пролетным строением);
-
Подмости для верхнего строения (размещаются над конструкцией, например, на пешеходных зонах);
-
Подмости с рельсовыми тележками (подвижные по мостовому пролету);
-
Консольные подмости (выносятся за край пролетного строения);
-
Самоходные подмости (на шасси, перемещаются по мосту или рядом с ним);
-
Подвесные подмости (крепятся к конструкциям моста с помощью тросов или цепей).
История создания
Появление инвентарных подмостей связано с развитием мостостроения в XX веке, когда появилась потребность в эффективном и безопасном обслуживании больших мостов. Изначально использовались стационарные или самодельные деревянные конструкции, но с ростом масштабов и сложности мостов возникла необходимость в более технологичных решениях.
В СССР и других странах социалистического блока в 1960–1980-х годах были разработаны первые стандартизированные ИПРС, использующие прочные металлические элементы. Современные подмости проектируются с учетом эргономики, легкости монтажа и высокой устойчивости к нагрузкам.
Типы
В зависимости от конструкции и способа установки различают следующие типы ИПРС:
-
Рамные — состоят из жестких вертикальных рам, соединенных горизонтальными и диагональными связями;
-
Штыревые (на штифтах) — соединяются при помощи штырей и втулок;
-
Клиновые — используют клиновые замки для сборки;
-
Модульные — состоят из универсальных блоков, которые можно наращивать по вертикали и горизонтали;
-
Подвесные — монтируются на тросах или балках, крепящихся к пролетному строению моста.
Общее устройство
ИПРС, как правило, включают в себя следующие основные элементы:
-
Несущие вертикальные стойки;
-
Горизонтальные связи (ригели);
-
Диагональные усиления;
-
Рабочие настилы;
-
Ограждения и перила;
-
Лестницы или трапы;
-
Узлы крепления к опорам или пролетам;
-
Механизмы подъема (в подвесных или самоходных моделях).
Конструкция может быть дополнена осветительными приборами, подъемниками, системами защиты от падения.
Классификация
Инвентарные подмости классифицируются по следующим признакам:
-
По назначению: монтажные, ремонтные, инспекционные;
-
По способу установки: наземные, подвесные, консольные;
-
По мобильности: стационарные, передвижные, самоходные;
-
По конструкции: рамные, модульные, клиновые;
-
По материалу: алюминиевые, стальные, комбинированные.
Основные характеристики
-
Максимальная нагрузка на настил: от 200 до 500 кг/м²
-
Высота конструкции: от 2 до 25 м (и выше — при спецрешениях)
-
Ширина рабочего настила: 0,6–1,5 м
-
Длина секции: 2–3 м
-
Время монтажа: от 1 до 4 часов (в зависимости от конструкции)
-
Масса одного модуля: 20–50 кг
-
Температурный диапазон эксплуатации: от –40 до +50 °C
-
Материал: сталь (оцинкованная), алюминий
Основные производители
Российские
-
ООО «ПромСтальКомплект» — поставляет ИПРС по ГОСТ, активно используется в дорожном строительстве.
-
«СоюзКомплектСтрой» — производит рамные и модульные системы для мостов и зданий.
-
Завод Мостового Оборудования (г. Пермь) — поставляет подмости для инспекции и ремонта мостов.
Китайские
-
Wuxi Hanjie Metal Products Co. — один из крупнейших производителей строительных подмостей в Юго-Восточной Азии.
-
Nanjing Tuopeng Scaffold — предлагает клиновые и рамные системы с международной сертификацией.
-
Shandong Shlomi Machinery Co. — выпускает специальные подвесные подмости для мостов и тоннелей.
Интересные факты
-
Самые длинные подвесные подмости в мире использовались при реконструкции моста Вераццано-Нарроуз (Нью-Йорк, США), их длина составляла более 300 м.
-
В России в 2022 году были применены уникальные ИПРС с встроенными электроподъемниками на мосту через реку Лена (Якутия).
-
Самые легкие алюминиевые подмости весят менее 15 кг на секцию, при этом выдерживают до 250 кг/м² нагрузки.
-
В Китае на мостах сверхвысокой протяженности используют автоматизированные ИПРС, управляемые с пульта дистанционного управления.
Скрыть