Бортовой прицеп - это тип прицепа для
грузовых автомобилей, характеризующийся наличием бортов (бортовых стенок), которые образуют открытый кузов. Они обычно имеют прямоугольную форму и предназначены для перевозки различных грузов. Бортовые прицепы могут иметь различные типы бортов, включая фиксированные, распашные, откидные и съемные.
История создания бортовых прицепов
История создания бортовых прицепов начинается с развития гужевого транспорта. Изначально грузы перевозили на телегах, запряжённых лошадьми. Со временем телеги стали усовершенствоваться, появились первые прототипы бортовых прицепов.
Первые бортовые прицепы были примитивными и представляли собой платформы на колёсах, которые крепились к повозкам или телегам. Они использовались для перевозки грузов, которые не могли поместиться в телегу.
В начале XX века с развитием автомобильной промышленности началось массовое производство бортовых прицепов. Они стали более совершенными и удобными в использовании. Бортовые прицепы стали широко использоваться в сельском хозяйстве, строительстве и других областях.
Во время Второй мировой войны бортовые прицепы использовались для перевозки военной техники и оборудования. После войны они продолжали развиваться и совершенствоваться. Появились прицепы с различными типами кузовов, такие как тентованные, изометрические и рефрижераторные.
В настоящее время бортовые прицепы являются одним из самых распространённых видов прицепов. Они используются для перевозки различных видов грузов, таких как строительные материалы, сельскохозяйственная продукция, промышленное оборудование и другие.
Общее устройство бортовых прицепов
Общее устройство бортовых прицепов обычно включает в себя несколько основных компонентов, которые обеспечивают их функциональность и надежность. Вот основные элементы, составляющие бортовой прицеп:
Кузов: Основной частью бортового прицепа является его кузов. Он представляет собой открытую конструкцию, состоящую из бортов (боковых стенок), днища и крыши. Кузов может быть изготовлен из металлических или алюминиевых панелей для обеспечения прочности и защиты груза от внешних воздействий.
Борта: Борта прицепа являются боковыми стенками, которые определяют форму и размеры кузова. Они могут быть фиксированными или съемными для облегчения погрузки и разгрузки груза. Борта обычно имеют отверстия или рейлинги для крепления груза и обеспечения его безопасности во время транспортировки.
Днище: Днище бортового прицепа - это нижняя часть кузова, которая поддерживает весь груз и распределяет его вес по всей площади прицепа. Днище обычно является жесткой и прочной конструкцией, чтобы выдерживать нагрузки при движении по дорогам и неровностям.
Пол: Внутри кузова бортового прицепа устанавливается специальный пол, который служит для укладки и фиксации груза. Пол может быть изготовлен из дерева, металла или других материалов и обычно имеет прочную и плоскую поверхность для удобства погрузки и разгрузки.
Компоненты крепления: Для фиксации груза внутри кузова бортового прицепа устанавливаются различные компоненты крепления, такие как рейлинги, стойки, ремни и крюки. Эти компоненты обеспечивают безопасную и надежную фиксацию груза во время транспортировки.
Колеса и оси: Бортовые прицепы обычно оснащены колесами и осями для обеспечения движения по дорогам. Количество и конфигурация колес и осей зависит от типа прицепа и его нагрузки. Колеса могут быть оборудованы специальными тормозными системами для безопасного торможения при движении.
Классификация бортовых прицепов
Бортовые прицепы могут быть классифицированы по различным критериям, таким как тип бортов, назначение, конструкция, размеры и другие характеристики. Вот несколько основных способов классификации бортовых прицепов:
По типу бортов:
Фиксированные борта: Боковые стенки кузова прицепа имеют постоянную конструкцию и не могут быть сняты или сдвинуты в сторону. Этот тип бортов наиболее распространен и подходит для различных видов грузов.
Съемные борта: Боковые стенки кузова могут быть сняты или сдвинуты в сторону для облегчения погрузки и разгрузки груза. Этот тип бортов часто используется в строительстве и других отраслях, где требуется быстрое и удобное доступ к грузу.
По назначению:
Универсальные бортовые прицепы: Предназначены для перевозки широкого спектра грузов различных видов и размеров. Они могут быть использованы в различных отраслях, от логистики и строительства до сельского хозяйства и коммерческой деятельности.
Специализированные бортовые прицепы: Разработаны для конкретных видов грузов или задач, таких как перевозка строительных материалов, сельскохозяйственных продуктов, автомобилей, техники или больших предметов.
По конструкции:
Одноосные и двухосные прицепы: Одноосные прицепы имеют одну ось с одним комплектом колес, в то время как двухосные прицепы имеют две оси с двумя комплектами колес. Двухосные прицепы обычно обладают большей грузоподъемностью и стабильностью.
Среднеосные и трехосные прицепы: Среднеосные прицепы имеют две оси с колесами на каждой оси, а трехосные прицепы имеют три оси с колесами. Эти прицепы предназначены для перевозки более тяжелых грузов и обладают увеличенной грузоподъемностью.
По размерам:
Стандартные и крупногабаритные прицепы: Стандартные прицепы имеют типичные размеры и вместимость, в то время как крупногабаритные прицепы могут быть более длинными, широкими или высокими для перевозки больших грузов или объемных предметов.
По грузоподъемности:
Легкие и среднетоннажные прицепы: Предназначены для перевозки легких и средних грузов, таких как строительные материалы, мебель, бытовая техника и другие. Обычно имеют грузоподъемность до нескольких тонн.
Тяжелотоннажные прицепы: Рассчитаны на перевозку тяжелых грузов, таких как металлургические материалы, строительная техника, автомобили и другие. Имеют грузоподъемность от нескольких десятков до нескольких сотен тонн.
Основные характеристики бортовых прицепов
Основные характеристики бортовых прицепов включают в себя ряд параметров, которые определяют их функциональность, производительность и применимость к различным видам грузовых перевозок. Вот основные характеристики бортовых прицепов:
Грузоподъемность: Это максимальный вес груза, который может быть перевезен бортовым прицепом без нарушения его технических характеристик. Грузоподъемность прицепа зависит от его конструкции, типа осей и других факторов. Она может варьироваться от нескольких тонн до нескольких сотен тонн в зависимости от модели и назначения прицепа.
Размеры кузова: Это длина, ширина и высота кузова бортового прицепа, которые определяют его вместимость и способность перевозить различные виды грузов. Размеры кузова могут быть стандартизированы или специально адаптированы для конкретных потребностей клиента.
Тип бортов: Это характеристика, определяющая тип конструкции бортов (бортовых стенок) прицепа. Существуют фиксированные и съемные борта, которые могут быть выбраны в зависимости от удобства погрузки и разгрузки груза.
Тип осей: Это количество и конфигурация осей прицепа, которые определяют его грузоподъемность, устойчивость и маневренность. Оси могут быть одноосными, двухосными, среднеосными или трехосными в зависимости от модели и назначения прицепа.
Тип подвески: Это система, которая обеспечивает амортизацию и управляемость прицепа на дороге. Подвеска может быть рессорной, пневматической или гидравлической, что влияет на комфортность движения и защиту груза от вибраций и ударов.
Компоненты крепления груза: Это рейлинги, стойки, ремни, крюки и другие элементы, которые обеспечивают безопасное и надежное крепление груза внутри кузова прицепа. Эти компоненты могут быть установлены в соответствии с требованиями и характером перевозимого груза.
Дополнительное оборудование: Это опции и аксессуары, которые могут быть установлены на бортовой прицеп для повышения его функциональности и удобства использования. Это могут быть задние и боковые ворота, гидравлические подъемники, системы наклона кузова и другие элементы.
Тормозная система: Это система, которая обеспечивает безопасное торможение прицепа во время движения. Тормозная система может быть механической или гидравлической, и она должна соответствовать законодательству и требованиям безопасности.
Популярные марки бортовых прицепов
Популярность марок бортовых прицепов может различаться в зависимости от региона и специфики рынка. Вот несколько широко признанных и популярных марок бортовых прицепов:
Schmitz Cargobull,
Krone,
Kögel,
Wielton,
Schwarzmüller Group, Ifor Williams Trailers,
МАЗ,
СЗАП,
НефАЗ.
Интересные факты о бортовых прицепах
Самый большой бортовой прицеп в мире — это прицеп-тяжеловоз. Он имеет грузоподъёмность более 200 тонн и используется для перевозки тяжёлой техники и оборудования.
Самый длинный бортовой прицеп в мире — это прицеп для перевозки труб. Он имеет длину более 40 метров и используется для перевозки труб большого диаметра.
Самый тяжёлый бортовой прицеп в мире — это прицеп для перевозки руды. Он имеет грузоподъёмность более 100 тонн и используется для перевозки руды из карьеров на металлургические заводы.