История создания грузовиков
Первый в мире грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера, а первый грузовик с дизельным двигателем был выпущен фирмой Карла Бенца в 1923 году. Грузовые автомобили (грузовики), предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования (с ограничением по осевой нагрузке), могут быть различной компоновки: кабина над двигателем, капотная или полукапотная, отличаться количеством осей (от двух до пяти и более), коробкой передач (механической или автоматической), типом двигателя (бензиновым, дизельным, газовым, многотопливным, гибридным), но всегда имеют в основе шасси раму лестничного или хребтового типа, предназначенную для установки разнообразных кузовов. Внедорожные грузовики могут быть и с рамой ломающегося типа (т. н. сочленённой).
Грузоподъёмность одиночных дорожных (многоосных) грузовиков достигает 20—25 т. Базовым типом кузова традиционно, с конца XIX века, считается бортовая платформа, а все остальные относятся либо к специализированным, то есть предназначенным для транспортировки каких-либо определённых видов грузов: для штучных и пакетированных грузов — фургоны, для контейнеров — контейнеровозы, для жидких и сыпучих грузов — цистерны, для навалочных грузов — самосвальные кузова и т. д., либо специальным, где автомобильное шасси выступает лишь в роли транспортёра той или иной технологической установки. К таковым относятся, например, автобетоносмесители, пожарные автомобили, автовышки (для осмотра и ремонта ЛЭП, подвесных электросетей городского электротранспорта, мачт освещения и т. п.), автокраны, передвижные телевизионные станции (ПТС) и т. д.
Общее устройство грузового автомобиля
Независимо от особенностей конструкции автомобиль состоит из трех основных частей:
двигателя
кузова
шасси
Двигатель - источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля. В двигателе внутреннего сгорания тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива в его цилиндрах, преобразуется в механическую работу.
Кузов - часть автомобиля, предназначенная для размещения груза или для размещения водителя и пассажиров. Кузов состоит из кабины 1 и грузовой платформы 2. К нему относят также капот, облицовку и крылья.
Шасси - опорное устройство, необходимое для передвижения автомобиля. В шасси входят все механизмы и агрегаты, предназначенные для передачи усилия от двигателя на ведущие колеса, а также для управления и передвижения автомобиля.
Шасси включает в себя:
трансмиссию
ходовую часть
рулевое управление
тормозную систему
Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам, а также изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по величине и направлению.
Трансмиссия состоит из:
сцепления
коробки передач
карданной передачи
ведущего моста
Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и для плавного их соединения при трогании с места.
Коробка передач (КП) предназначена для изменения вращающего момента на ведущих колесах, скорости и направления движения автомобиля путем ввода в зацепление различных пар шестерен.
Карданная передача служит для передачи вращения от вала коробки передач к ведущему мосту под некоторым углом.
Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение вращающего момента и вращение валов передается к ведущим колесам под прямым углом.
Ходовая часть предназначена для передвижения автомобиля. Вращательное движение ведущих колес при их сцеплении с поверхностью грунта преобразуется в поступательное движение автомобиля.
Рулевое управление необходимо для изменения направления движения автомобиля.
Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля.
Классификация грузовых автомобилей
По количеству осей
• Двухосные;
• Трехосные;
• Четырехосные;
• Пятиосные и более.
По типу топлива
• Дизельное топливо;
• Бензин;
• Газ
• Электричество
• Водород.
По грузоподъемности
• Малой грузоподъемности (0,5-2 тонны);
• Средней грузоподъемности (от 2 до 5 тонн);
• Большой грузоподъемности (5-16 тонн);
• Особой большой (от 16 тонн);
По полной массе
• до 1,2 тонн;
• от 1,2 до 2 тонн;
• от 2 до 8 тонн;
• от 8 до 14 тонн;
• от 14 до 20 тонн;
• от 20 до 40 тонн;
• свыше 40 тонн.
По типу кузова
• Открытый;
• Закрытый;
• Специальный.
Каждый из этих типов кузова в свою очередь делится на следующие подкатегории:
Открытый:
• Бортовой;
• Низкорамный;
• Платформа.
Закрытый:
• Тентованный;
• Цельнометаллический;
• Промтоварный;
• Изометрический;
• Рефрижератор.
Специальный:
• Цистерна;
• Строительная;
• Спецтехника.
По колесной формуле
Немаловажное значение в классификации грузовиков имеет колесная формула, которая показывает, сколько всего колес в автомобиле (первая цифра) и сколько из них – ведущие (вторая цифра):
• 4х2 (4 колеса, 2 из них ведущие – либо передняя ось, либо задняя);
• 4х4 (4 колеса, полный привод);
• 6х4;
• 6х6;
• 8х2;
• 8х4.
Производители грузовых автомобилей
В России грузовые автомобили выпускаются заводами КАМАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, КРАЗ и белорусский МАЗ. Из иностранных производителей наиболее известны Scania Volvo DAF MAN IVECO Hino Isuzu Foton JAC Dongfeng Mack Kenworth Ford и другие.
Интересные факты
• Первыми, кто смог оценить пользу от грузовых перевозок, стали не торговцы, и не строители, а пожарные, которым требовалось на место происшествия привозить много людей;
• Первый прицеп был изобретен также немцем – предприимчивым автопроизводителем Чарльзом Фрюхауфом в 1914 году. И произошло это после того, как один из его клиентов запросил построить себе автомобиль с «повозкой» сзади, в которой он хотел возить лодку;
• Основными товарами, которые перевозят все грузовики мира, являются одежда, продукты питания и всевозможное оборудование;
• Средний возраст водителей грузовиков составляет 33 года;
• Крупнейшим производителем грузовиков является японская компания Isuzu. В год с ее конвейера сходит порядка 450000 коммерческих грузовых автомобилей;
• А самым крупным в мире владельцем грузового автопарка является американская компания по доставке FedEx;
• В топливный бак среднестатистического грузовика вмещается от 600 до 800 литров дизтоплива;
• Коммерческий грузовик потребляет, в среднем, 77600 литров топлива в год. Для сравнения, легковой автомобиль использует, в среднем, 2000 литров топлива в год;
• Стандартный двигатель легкового автомобиля, как правило, в шесть раз меньше, чем двигатель грузовика, и его мощность варьируется от 100 до 200 лошадиных сил. Тогда как движок грузовика обладает силой от 400 до 600 лошадей. Впрочем, здесь существуют и свои исключения – к примеру, автогигант Volvo выпускает грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 700 л.с., который при этом соответствуют стандарту Евро-5;
• Двигатели грузовых автомобилей «живут» гораздо дольше. У легкового авто движок начнет «сдыхать» после того, как он проедет около 322 000 километров, в то время как двигатель грузовика продержится до 1 610 000 километров;
• В двигателе легкового авто находится 3,5-5,5 литров масла, а в грузовом – где-то 57 литров.
Скрыть