Электрический седельный тягач — это разновидность грузового автомобиля-тягача с электрической силовой установкой, предназначенный для буксировки полуприцепов. В отличие от дизельных аналогов, электротягачи используют аккумуляторные батареи или топливные элементы и не выделяют выхлопных
... Подробнее
Электрический седельный тягач — это разновидность грузового автомобиля-тягача с электрической силовой установкой, предназначенный для буксировки полуприцепов. В отличие от дизельных аналогов, электротягачи используют аккумуляторные батареи или топливные элементы и не выделяют выхлопных газов в атмосферу. Наиболее часто используются в распределительной логистике, портах, терминалах и междугородних перевозках с фиксированными маршрутами.
Виды
Существуют различные виды электрических седельных тягачей:
-
Городские и региональные электротягачи (малой и средней дальности)
-
Дальнемагистральные электротягачи (с увеличенным запасом хода)
-
Портовые (терминальные) электротягачи
-
Электротягачи с водородными топливными элементами
-
Автономные (беспилотные) электротягачи
История создания
Первые эксперименты по созданию электрических тягачей начались ещё в XX веке, но технический прогресс и инфраструктура были не готовы для массового внедрения. Настоящий прорыв произошёл в начале 2010-х годов, когда рост экологических стандартов, развитие литий-ионных аккумуляторов и появление интереса со стороны крупных автопроизводителей сделали возможным выпуск первых коммерческих моделей.
В 2017 году компания Tesla анонсировала электрический седельный тягач Tesla Semi, что привлекло внимание широкой аудитории. С этого момента началось активное развитие сегмента: электротягачи начали предлагать также Volvo, Mercedes-Benz, BYD, Nikola и другие компании.
Типы
По типу силовой установки электрические седельные тягачи делятся на:
-
Аккумуляторные — работают исключительно на батареях, заряжаются от электросети.
-
Гибридные с увеличенным запасом хода (REX) — имеют небольшой ДВС в роли генератора.
-
Водородные (на топливных элементах) — генерируют электричество на борту за счёт реакции водорода с кислородом.
Общее устройство
Электрический седельный тягач состоит из следующих основных компонентов:
-
Электродвигатель (или несколько) — устанавливается на переднюю или заднюю ось
-
Батарейный блок (литий-ионные, литий-железо-фосфатные и др.)
-
Инвертор и система управления
-
Система охлаждения батарей и двигателя
-
Кабина водителя с цифровыми панелями
-
Электрический привод вспомогательных систем (тормоза, рулевое управление и др.)
-
Седельное устройство для сцепки с полуприцепом
Классификация
Классификация электрических седельных тягачей может осуществляться по следующим признакам:
-
Назначение:
-
Городской
-
Региональный
-
Дальнемагистральный
-
Терминальный
-
Тип питания:
-
Полностью электрический
-
Водородный
-
Гибрид с генератором
-
Тип кабины:
-
Привод:
Основные характеристики
-
Мощность двигателя: 300–1000 л.с.
-
Запас хода: 150–800 км
-
Вместимость аккумуляторов: 300–1000 кВт⋅ч
-
Время зарядки: от 1 до 10 часов (в зависимости от типа зарядки)
-
Максимальная скорость: 85–120 км/ч
-
Полная масса автопоезда: до 44 тонн и выше
-
Пробег до замены батареи: 500 000–1 000 000 км
Основные производители
Мировые бренды:
-
Tesla (США) — Tesla Semi
-
Volvo Trucks (Швеция) — Volvo FH Electric, FM Electric
-
Mercedes-Benz Trucks (Германия) — eActros, GenH2 (водород)
-
MAN (Германия) — MAN eTGX, eTGS
-
DAF/PACCAR (Нидерланды/США) — DAF CF Electric
Китайские производители:
-
BYD — тягачи серии Q1, T10
-
SANY — тяжелые электротягачи для портов и карьеров
-
JAC, Dongfeng, FAW, Sinotruk — массовые производители электроваров
Российские компании:
Интересные факты
-
Tesla Semi способен разгоняться до 100 км/ч за 20 секунд при полной загрузке.
-
Электрические тягачи могут обеспечить рекуперацию энергии при торможении, что увеличивает запас хода.
-
Водородные тягачи, такие как Nikola Two, имеют запас хода до 1200 км.
-
Volvo использует одну и ту же платформу для дизельных, газовых и электрических грузовиков.
-
Электрические терминальные тягачи работают практически бесшумно, что снижает шумовое загрязнение в портах.
Скрыть