При значительных объёмах бетонных работ, восстановлении разрушающихся бетонных поверхностей, а также при бетонировании тонких или сложных по конфигурации конструкций оптимальной технологией выступает торкретирование – нанесение бетонной (или песчано-цементной смеси) при помощи давления сжа
... Подробнее
При значительных объёмах бетонных работ, восстановлении разрушающихся бетонных поверхностей, а также при бетонировании тонких или сложных по конфигурации конструкций оптимальной технологией выступает торкретирование – нанесение бетонной (или песчано-цементной смеси) при помощи давления сжатого воздуха или воды. Агрегаты, реализующие этот способ, объединяют под общим названием «торкрет-установки».
Мокрое и сухое торкретирование
Различают «мокрое» и «сухое» торкретирование. В первом случае энергоносителем, направляющим поток рабочей смеси на бетонируемую поверхность является сжатый воздух, во втором – вода. Соответственно, при мокром торкретировании загружаемая смесь представляет собой вязкую жидкую массу, а во втором – порошок или частицы поперечным размером не более 6…8 мм.
Мокрое торкретирование выполняется в следующей последовательности:
1. В бункер при помощи бетононасоса закачивается торкрет-бетон.
2. Включается и далее непрерывно происходит процесс перемешивания рабочей смеси.
3. По достижении требуемой степени однородности смесь по шлангу направляется к месту нанесения.
4. Сразу после выхода торкрет-смеси из бункера торкрет-установки к шлангу подключается напорная магистраль, по которой начинается подача воздуха большого (не менее 4…5 МПа, в зависимости от длины шланга) давления.
5. На противоположном конце шланга устраивается эжекторная насадка (иногда употребляется термин «брандспойт», что технически неверно, ибо по шлангу подаётся не вода, а готовый раствор). Используя её, торкретчик производит набрызг бетона на поверхность.
Сухое торкретирование отличается тем, что энергоносителем, проталкивающим смесь по шлангу, является вода, а в загрузочный бункер закачивается и перемешивается сухой рабочий раствор. Такой процесс отличается меньшей энергоёмкостью, но более высокими требованиями к технике безопасности, поскольку запылённость в зоне работы такой торкрет-установки гораздо выше, и оператору не обойтись без надёжного респиратора.
Конструкции торкретирующего оборудования
В комплект стационарной торкрет-установки входит:
1. Ёмкость, снабжённая загрузочной воронкой с дозирующим клапаном.
2. Электродвигатель.
3. Редуктор, на выходном валу которого смонтированы перемешивающие лопасти.
4. Шланг для подачи воздуха или воды.
5. Основной шланг для подачи бетонной смеси (сухой или жидкой).
6. Сопло с эжекторной насадкой.
7. Система управления и регулирования характеристик рабочей смеси.
8. Компрессор (для сухого торкретирования) или бетононасос – для мокрого торкретирования.
При сравнительно небольших объёмах работ с торкрет-бетоном распространение получили мобильные торкрет-установки. Отличаются они типом привода (вместо электродвигателя используется узел отбора мощности от дизель-генератора или даже транспортного средства, например, бетоновоза) или подвижным вариантом бункера, у которого предусмотрены транспортирующие колёса. В современных мобильных торкрет-установках привод и бункер смонтированы на общей раме.
На месте применения торкрет-установок всегда должен быть источник бесперебойного водоснабжения.
Основными техническими параметрами торкрет-установок являются:
производительность бетононасоса или компрессора;
возможность подачи рабочей смеси на определённое расстояние или высоту; диапазон характеристик рабочей смеси, при котором установка надёжно работает;
ёмкость рабочего бункера;
энергозатратность процесса в единицу времени или на единицу объёма уложенного торкрет-бетона;
диаметр выходного сопла эжектора, который определяет ширину рабочей полосы укладки материала на бетонируемую поверхность и пределы состава рабочей смеси (в частности, максимальный размер фракции заполнителя).
Фактически всегда имеет место заметный разброс характеристик торкрет-установок из-за колебаний в весовом составе компонентов рабочей смеси, используемой для работы, а также размеров и сложности трассы транспортирования бетона к месту его использования. Скрыть