Прицеп и полуприцеп-самосвал: обзор

Самосвальный прицеп и полуприцеп – буксируемые автомобилями безмоторные грузовые транспортные средства с функцией саморазгрузки. Прицеп и полуприцеп-самосвал предназначены для транспортировки насыпных и мелкоштучных грузов различных типов. Из прицепов и полуприцепов формируются автопоезда, обладающие высокой грузоподъемностью и способностью перевозить грузы на значительные расстояния по дорогам общего пользования.
Общее устройство самосвальных прицепов и полуприцепов
В общем случае прицеп и полуприцеп-самосвал состоят из следующих компонентов:
-
Усиленная рама с шасси;
-
Грузовая платформа;
-
Механизм подъема платформы;
-
Прицепное устройство.
Прицепы обычно опираются на двухосное шасси с симметричным расположением осей в передней и задней точке. Полуприцепы опираются на две, три или большее число осей (до пяти), расположенных в задней части. Механизм подъема платформы – гидравлический. Полуприцепы большой грузоподъемности могут дополняться задними аутригерами (выдвижными опорами), которые препятствуют опрокидыванию транспортного средства при подъеме платформы. Также в прицепах и полуприцепах присутствуют тормозная система, световая сигнализация и иные системы.
Классификация самосвальных прицепов и полуприцепов
Прицепы и полуприцепы делятся на несколько групп по назначению:
-
Сельскохозяйственные;
-
Универсальные;
-
Карьерные;
-
Специальные.
Агрегаты могут оснащаться самосвальными платформами двух типов:
-
Прямоугольного сечения;
-
Полукруглого сечения (half-pipe).
Платформы прямоугольного сечения обладают большим объемом и универсальны, однако насыпные грузы могут застревать в углах и создавать проблемы при разгрузке. Кузова полукруглого сечения предназначены для перевозки насыпных грузов, склонных к слипанию.
Платформы прицепов и полуприцепов-самосвалов могут иметь заднюю и боковую разгрузку. Заднюю разгрузку имеют почти все универсальные прицепы и полуприцепы, боковую – сельскохозяйственные и специальные, часто разгружаемые в помещениях.
Характеристики прицепов и полуприцепов-самосвалов
К основным характеристикам данных транспортных средств относятся грузоподъемность, полезный объем, собственная масса и максимальная скорость буксировки. Современные прицепы и полуприцепы обладают грузоподъемностью до 42 – 45 т и полезный объем до 50 куб. м (может увеличиваться за счет наращиваемых бортов) при собственной массе не более 8 – 9 т. Обычно скорость их движения по дорогам общего пользования достигает 60 – 80 км/ч.
Основные производители самосвальных прицепов и полуприцепов
В России прицепы и полуприцепы-самосвалы изготавливаются заводами НЕФАЗ, «Тонар», «Бецема», Grunwald, «Уралавтоприцеп» и другими (всего более десяти предприятий). Наиболее известные зарубежные производители – Schmitz, Wielton, Bodex, Panav и другие.