Классификация колесных экскаваторов
![Классификация колесных экскаваторов](/upload/iblock/804/8041d8fdd9dc27470867c37378b7ae76.jpg)
Колесный экскаватор (от лат. excavo – долблю) – специальная машина для выемки, подъема и перемещения грунта, поставленная на пневмоколесный ход. Экскаваторы за счет колесного шасси обладают высокой мобильностью, могут менять дислокацию в кратчайшие сроки и без специальных средств транспортировки. Машины этого типа применяются в строительстве, ЖКХ, энергетике, для проведения ремонтных работ, планировки и выполнения других земляных работ.
История колесных экскаваторов
Исторически первыми были экскаваторы на рельсовом ходу, во втором десятилетии XX в появились гусеничные машины, а первый колесный экскаватор создан только в 1948 г. Появлению экскаваторов на колесном шасси способствовало снижение массы рабочего оборудования, повышение грузоподъемности автомобилей и разработка гидравлического привода. Первым серийным колесным экскаватором стал итальянский Yumbo S25, поставленный на автомобильное шасси. В 1950-х годах стали выпускаться машины на специально разработанном шасси и экскаваторы навесного типа для монтажа на колесные тракторы. Все эти типы техники существуют и сегодня, решая свои задачи в различных сферах.
Общее устройство колесного экскаватора
В конструкции машины можно выделить два основных элемента:
-
Колесное шасси с силовой установкой, выносными опорами и другим оборудованием;
-
Экскаваторное оборудование с гидравлическим приводом.
В конструкции колесного экскаватора в зависимости от его типа может присутствовать дополнительное оборудование: отвал, ковшовый погрузчик и другое. В современных машинах предусмотрена кабина с местом оператора, различные автоматизированные системы, системы световой и звуковой сигнализации, и т.д.
Классификация колесных экскаваторов
Колесные экскаваторы классифицируются по типу шасси, типу рабочего оборудования и характеристикам.
Колесные экскаваторы могут устанавливаться на:
-
Шасси серийных грузовых автомобилей;
-
Специально разработанное пневмоколесное шасси автомобильного типа или с короткой базой;
-
Колесный трактор, погрузчик, тягач и т.д.
Машины могут оснащаться рабочим оборудованием следующих типов:
-
Непрерывного действия – ротор или цепь продольного или поперечного копания (траншеекопатели, дреноукладчики);
-
Циклического действия – одноковшовое оборудование на стреле с гидравлическим приводом.
Экскаваторы циклического действия делятся на две группы:
-
Универсальные – с шарнирно-рычажной стрелой;
-
Планировщики – с телескопической стрелой.
Во всех случаях одноковшовые экскаваторы могут оснащаться прямой или обратной лопатой, а планировщики – поворотным ковшом. Также оборудование циклических машин может быть полноповоротным и неполноповоротным, это в значительной степени зависит от типа шасси.
Характеристики колесных экскаваторов
К основным характеристикам колесных экскаваторов относятся масса, мощность двигателя, объем ковша, глубина копания, высота подъема ковша, скорость перемещения и другие. По массе колесные машины делятся на несколько размерных групп:
-
1 группа – до 6,3 т;
-
2 группа – от 6,3 до 10 т;
-
3 группа – от 10 до 18 т;
-
4 группа – от 18 до 32 т.
Емкость ковшей колесных экскаваторов лежит в пределах 0,15 – 1,7 куб. м, высота и глубина копания – от 2 до 9 м (планировщики – до 10 м и более), скорость перемещения зависит от шасси и может достигать 60 – 80 км/ч.
В России характеристики и конструктивные особенности экскаваторов регламентируются стандартами ГОСТ 30067-93, ГОСТ 21796-90 и другими документами.
Ведущие производители колесных экскаваторов
Колесные экскаваторы – узкая ниша, в которой работает небольшое число компаний. В России такие машины производятся на УВЗ (серия ЭО-33211), заводах «Тверской экскаватор» (серия ЕК-8 – ЕК-20) и «Эксмаш» (несколько серий, в то числе E130W и E160W из зарубежных комплектующих). Лидерами из иностранных производителей являются Caterpillar, Komatsu, Liebherr и New Holland, также колесные машины производят Case, Hitachi, JCB, Terex, Volvo, Hyundai и некоторые другие заводы.
Интересные факты о колесных экскаваторах
Одно из ключевых преимуществ колесных экскаваторов – возможность самостоятельного передвижения по дорогам общего пользования. Поэтому такие машины имеют размеры и массу, укладывающиеся в стандартный дорожный габарит. Даже крупнейшие экскаваторы и экскаваторы-погрузчики имеют массу не более 21 т и оснащаются двигателем не мощнее 210 л. с.