Карьерный самосвал: обзор

Карьерный самосвал (внедорожный самосвал) – саморазгружающийся грузовой автомобиль с опрокидывающимся кузовом, обладающий высокой грузоподъемностью и повышенной проходимостью. Эти машины предназначены для транспортировки насыпных и навальных грузов на открытых разработках полезных ископаемых (карьерах), крупных строительных и иных объектах.
История карьерных самосвалов
Уже в 1920-х годах на рудниках использовались самосвалы различной грузоподъемности. В 1930 году в США построена первая специализированная машина для карьеров – Euclid грузоподъемностью 8 т, в 1933 году – Euclid Trac-Truk грузоподъемностью 14 т. К 1960-м годам грузоподъемность карьерных самосвалов достигал 60 т, а в 1970-х были созданы машины современной компоновки грузоподъемностью более ста тонн с гибридными силовыми установками. Первым советским карьерным самосвалом стал МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т, запущенный в производство в 1960 году.
Общее устройство карьерного самосвала
Конструктивно карьерные самосвалы состоят из следующих компонентов:
-
Колесное шасси с усиленной рамой;
-
Самосвальная платформа (кузов);
-
Механизм опрокидывания платформы;
-
Силовая установка.
Также на машинах предусмотрена кабина с местом водителя (оператора) и стандартные автомобильные системы.
Классификация карьерных самосвалов
Машины классифицируются в соответствии с конструкцией рамы, количеством осей и типом силовой установки.
Самосвалы могут иметь раму одного из двух типов:
-
Жесткая;
-
Шарнирно-сочлененная.
На раме первого типа построено большинство карьерных самосвалов грузоподъемностью до 45 – 60 т. Более тяжелые машины за редким исключением построены на шарнирно-сочлененной раме. Карьерные самосвалы небольшой грузоподъемности могут иметь три оси (колесная формула 6х4), но основная масса построена по двухосной схеме с колесной формулой 4х2 или 4х4.
В качестве силовой установки могут использоваться:
-
Дизельный двигатель;
-
Гибридная установка – дизельный двигатель в связке с электрогенератором и электромоторами (мотор-колесами).
Силовой установкой первого типа оснащаются самосвалы грузоподъемностью до 60 т, а почти все самосвалы большой грузоподъемности имеют гибридную установку. В них имеется функция рекуперации при торможении, что позволяет заряжать аккумуляторы на спусках.
Характеристики карьерных самосвалов
Основными характеристиками являются грузоподъемность, объем кузова, снаряженная масса и скорость движения.
По грузоподъемности машины делятся на три группы:
-
Малой грузоподъемности – от 25 до 90 т;
-
Средней грузоподъемности – от 90 до 180 т;
-
Большой грузоподъемности – от 180 т и более.
Объем кузова – от 11 до 65 куб. м. и более. Полная масса машин примерно в полтора-два раза выше грузоподъемности, скорость движения не превышает 70 км/ч.
Основные производители и модели карьерных самосвалов
В России карьерные самосвалы производятся заводом «Тонар» - модели Тонар-45251 (45 т) и Тонар-7501 (60 т). На российский рынок в основном работает и БЕЛАЗ, предлагающий широкий выбор техники. Из зарубежных наиболее известны карьерные самосвалы Caterpillar, Liebherr, Komatsu, Terex, Hitachi, а также китайские самосвалы XCMG и Sanyi.
Интересные факты о карьерных самосвалах
Крупнейшей в мире серийной карьерной машиной является самосвал БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 т. Всего выпущено три единицы для российских заказчиков. Гиганта из Беларуси может потеснить гигант из Словении ETF MT-240 грузоподъемностью 760 т. Однако этот самосвал еще проходит доработки и испытания, поэтому его сравнение с серийной машиной некорректно.