Характеристики седельных тягачей
Седельный тягач – колесный тягач, оборудованный седельно-сцепным устройством для буксировки полуприцепа. Используется в составе седельного автопоезда (тягач с полуприцепом) для грузоперевозок.
История седельных тягачей
Первый в мире седельный тягач на базе грузовика Ford-TT построен в 1910 году американской фирмой Fruehauf. В СССР машины этого типа разработаны в начале 1930-х годов (в 1932 г – на базе ГАЗ-АА), но массово они стали строиться с начала 1950-х годов.
Общее устройство седельного тягача
Седельный тягач строится на шасси серийного грузового автомобиля путем установки седельно-сцепного устройства (ССУ). Конструктивно ССУ состоит из седла (грузонесущей плиты) с угловым вырезом, под которым располагается механизм фиксации шкворня (замок). ССУ монтируется на раму автомобиля шарнирно, может наклоняться вперед-назад для компенсации колебаний полуприцепа при движении. Иногда ССУ может перемещаться вдоль рамы для распределения нагрузки от полуприцепа на оси тягача.
Ответной частью ССУ является шкворень – стальной стержень с проточкой, монтируемый в передней части полуприцепа. Соединение тягача с полуприцепом осуществляется установкой и фиксацией шкворня в седле.
Классификация седельных тягачей
Седельные тягачи классифицируются по следующим признакам:
-
Количество осей – двухосные, трехосные, многоосные;
-
Тип ССУ – 50 и 90 (под шкворень диаметром 50,8 и 89 мм соответственно);
-
Назначение – универсальные, магистральные, военные, специальные и т.д.
Также тягачи делятся на «европейский» и «американский» типы. Европейские – бескапотные и обычно двухосные. Американские – капотные и трехосные.
Основные характеристики седельных тягачей
К характеристикам тягачей относятся:
-
Нагрузка на ССУ;
-
Полная масса автопоезда;
-
Масса тягача;
-
Рабочая скорость;
-
Мощность двигателя.
Тягачи рассчитаны на нагрузку на ССУ от 8 до 25 т, имеют массу 4 – 13 т, оснащаются двигателями в 200 – 600 л. с. и могут перевозить автопоезда массой до 100 – 110 т со скоростями до 60 – 110 км/ч.
Параметры и особенности седельных тягачей в России регламентируются стандартами ГОСТ 12105-74, ГОСТ 28247-89, ГОСТ 12017-81 и другими.
Производители седельных тягачей
Седельные тягачи изготавливаются практически всеми производителями грузовых автомобилей: КАМАЗ, ГАЗ, «Урал», МАЗ, МЗКТ, КРАЗ, MAN, Mercedes-Benz, MAN, Scania, Volvo, Iveco, DAF, Renault, Mack, Caterpillar, International, Kenworth, Nissan, Hino, Isuzu, Mitsubishi, Fuso, Hyundai, Daewoo и другими.
Интересные факты о седельных тягачах
Один из мощнейших в мире седельных тягачей стандартного габарита является Volvo FH16 с двигателем в 750 л. с. Он может перевозить свыше 100 т груза, а в 2016 году сдвинул с места груз в 750 т. Самым грузоподъемным тягачом является Nicolas Tractomas – благодаря увеличенному габариту и двигателю в 912 л. с. он перевозит до 250 т. груза за рейс.