Реклама
Автогрейдер: обзор
31.03.2020
4759
Автогрейдер (АГ) – самоходная машина на пневмоколесном ходу с регулируемым отвалом, установленным между передними и задними колесами. Предназначен для послойного срезания, перемещения и распределения материала – грунта, снега, насыпных строительных материалов и т.д. Автогрейдеры применяются в строительстве для планирования площадок, в ЖКХ и иных сферах.
История автогрейдеров
Прицепные отвалы, выполняющие функции грейдеров, использовались еще в древности: буксируемые волами, они помогали в расчистке полей и площадок для строительства. В XIX в стали использоваться прицепные механические грейдеры. Первый в мире автогрейдер Russell Motor Hi-Way Patrol выпущен в 1920 г. В нашей стране первый автогрейдер В-1 создан в 1947 г. на базе грузового автомобиля ГАЗ-АА.
Общее устройство автогрейдера
В грейдере можно выделить три основных части:
Базовая машина;
Рабочее оборудование – отвал и другое;
Привод оборудования.
Основой машины является рама, опирающаяся на колесные тележки. На раме монтируется рабочее оборудование с приводом, силовой агрегат с трансмиссией, кабина машиниста с органами управления, гидравлическое оборудование, система рулевого управления, электрическая система и вспомогательные механизмы. Основное оборудование (отвал) монтируется под рамой на кронштейне с поворотным кругом, регулирующим угол резания. Управление рабочим оборудованием – гидравлической системой. Место машиниста оборудуется в кабине, имеющей защиту от опрокидывания и падающих предметов (ROPS, FOPS).
На машину может навешиваться дополнительное оборудование: кирковщик (механизм для неглубокого рыхления), рыхлитель, плужный снегоочиститель, отвал в передней части и другое.
Классификация автогрейдеров
АГ классифицируются по нескольким конструктивным признакам.
По количеству колес ходовой части:
4 колеса;
6 колес.
По числу силовых агрегатов:
С одним двигателем;
С двумя двигателями (для раздельного привода передних и задних колес).
По расположению силового агрегата:
Мотор сзади – грейдеры на базе серийных тракторов и автомобилей;
Мотор в передней части.
По способу управления:
С передними управляемыми колесами;
С передними и задними управляемыми колесами;
С передними управляемыми колесами и поворотной задней тележкой;
С передними управляемыми колесами и шарнирно-сочлененной рамой;
С шарнирно-сочлененной рамой, имеющей два шарнира (в передней и задней части).
По приводу (колесной формуле):
С приводом на два колеса – 4х2;
С приводом на четыре колеса – 4х4 и 6х4;
С приводом на шесть колес – 6х6.
В России классификация автогрейдеров, основные конструктивные особенности и характеристики устанавливаются ГОСТ 27535-87 и смежными документами.
Основные характеристики автогрейдеров
К основным характеристикам АГ относятся мощность двигателя, габариты отвала, скорость движения, производительность, а также специфические параметры – глубина резания отвала, максимальная глубина проходимых кюветов, точность планирования, категории грунтов и прочие.
По мощности силового агрегата АГ делятся на четыре класса:
Класс 100 – до 120 л. с.;
Класс 140 – от 121 до 160 л. с.;
Класс 180 – от 161 до 200 л. с.;
Класс 250 – свыше 201 л. с.
Наиболее часто грейдеры комплектуются отвалами шириной 2,5 – 4,5 м, они могут двигаться со скоростями до 40 – 50 км/ч, способны перемещать до 45 куб. м. грунта в час.
Производители автогрейдеров
В России основную массу АГ выпускает завод ОАО «Брянский Арсенал» (автогрейдеры ГС) – эта техника занимает до 50% отечественного рынка. Также автогрейдеры предлагаются орловским заводом «Дормаш», «Группой ГАЗ» (оба выпускают автогрейдеры ДЗ) и ООО «Машиностроитель». Из зарубежных производителей наибольшую популярность имеют Caterpillar, Volvo, New Holland, John Deere, Mitsuber, Komatsu, Bell и другие. Заметную долю рынка занимают китайские автогрейдеры XCMG, YTO, Changlin Compny, Sany и другие.
Интересные факты о грейдерах
Самый большой автогрейдер в мире Acco Grader был построен в 1980 году итальянской компанией Umberto Acco Company по заказу Ливии. Машина массой 160 т была построена по классической трехосной схеме, оснащалась двускатными колесами и отвалом длиной 10 м. Для привода использовались два двигателя Caterpillar – задний на 1000 л. с. и передний на 700 л. с. По контракту предполагалось построить серию машин, однако в связи с изменившейся геополитической обстановкой контракт был разорван, а автогрейдер-гигант так и остался в виде единственного прототипа.
Самым большим действующим автогрейдером является Champion 100T, выпуск которого был ограничен десятью единицами. Машины весом 92 т с двигателем мощностью 700 л. с. все еще используются на карьерах для обустройства дорог под тяжелые самосвалы.
История автогрейдеров
Прицепные отвалы, выполняющие функции грейдеров, использовались еще в древности: буксируемые волами, они помогали в расчистке полей и площадок для строительства. В XIX в стали использоваться прицепные механические грейдеры. Первый в мире автогрейдер Russell Motor Hi-Way Patrol выпущен в 1920 г. В нашей стране первый автогрейдер В-1 создан в 1947 г. на базе грузового автомобиля ГАЗ-АА.
Общее устройство автогрейдера
В грейдере можно выделить три основных части:
Базовая машина;
Рабочее оборудование – отвал и другое;
Привод оборудования.
Основой машины является рама, опирающаяся на колесные тележки. На раме монтируется рабочее оборудование с приводом, силовой агрегат с трансмиссией, кабина машиниста с органами управления, гидравлическое оборудование, система рулевого управления, электрическая система и вспомогательные механизмы. Основное оборудование (отвал) монтируется под рамой на кронштейне с поворотным кругом, регулирующим угол резания. Управление рабочим оборудованием – гидравлической системой. Место машиниста оборудуется в кабине, имеющей защиту от опрокидывания и падающих предметов (ROPS, FOPS).
На машину может навешиваться дополнительное оборудование: кирковщик (механизм для неглубокого рыхления), рыхлитель, плужный снегоочиститель, отвал в передней части и другое.
Классификация автогрейдеров
АГ классифицируются по нескольким конструктивным признакам.
По количеству колес ходовой части:
4 колеса;
6 колес.
По числу силовых агрегатов:
С одним двигателем;
С двумя двигателями (для раздельного привода передних и задних колес).
По расположению силового агрегата:
Мотор сзади – грейдеры на базе серийных тракторов и автомобилей;
Мотор в передней части.
По способу управления:
С передними управляемыми колесами;
С передними и задними управляемыми колесами;
С передними управляемыми колесами и поворотной задней тележкой;
С передними управляемыми колесами и шарнирно-сочлененной рамой;
С шарнирно-сочлененной рамой, имеющей два шарнира (в передней и задней части).
По приводу (колесной формуле):
С приводом на два колеса – 4х2;
С приводом на четыре колеса – 4х4 и 6х4;
С приводом на шесть колес – 6х6.
В России классификация автогрейдеров, основные конструктивные особенности и характеристики устанавливаются ГОСТ 27535-87 и смежными документами.
Основные характеристики автогрейдеров
К основным характеристикам АГ относятся мощность двигателя, габариты отвала, скорость движения, производительность, а также специфические параметры – глубина резания отвала, максимальная глубина проходимых кюветов, точность планирования, категории грунтов и прочие.
По мощности силового агрегата АГ делятся на четыре класса:
Класс 100 – до 120 л. с.;
Класс 140 – от 121 до 160 л. с.;
Класс 180 – от 161 до 200 л. с.;
Класс 250 – свыше 201 л. с.
Наиболее часто грейдеры комплектуются отвалами шириной 2,5 – 4,5 м, они могут двигаться со скоростями до 40 – 50 км/ч, способны перемещать до 45 куб. м. грунта в час.
Производители автогрейдеров
В России основную массу АГ выпускает завод ОАО «Брянский Арсенал» (автогрейдеры ГС) – эта техника занимает до 50% отечественного рынка. Также автогрейдеры предлагаются орловским заводом «Дормаш», «Группой ГАЗ» (оба выпускают автогрейдеры ДЗ) и ООО «Машиностроитель». Из зарубежных производителей наибольшую популярность имеют Caterpillar, Volvo, New Holland, John Deere, Mitsuber, Komatsu, Bell и другие. Заметную долю рынка занимают китайские автогрейдеры XCMG, YTO, Changlin Compny, Sany и другие.
Интересные факты о грейдерах
Самый большой автогрейдер в мире Acco Grader был построен в 1980 году итальянской компанией Umberto Acco Company по заказу Ливии. Машина массой 160 т была построена по классической трехосной схеме, оснащалась двускатными колесами и отвалом длиной 10 м. Для привода использовались два двигателя Caterpillar – задний на 1000 л. с. и передний на 700 л. с. По контракту предполагалось построить серию машин, однако в связи с изменившейся геополитической обстановкой контракт был разорван, а автогрейдер-гигант так и остался в виде единственного прототипа.
Самым большим действующим автогрейдером является Champion 100T, выпуск которого был ограничен десятью единицами. Машины весом 92 т с двигателем мощностью 700 л. с. все еще используются на карьерах для обустройства дорог под тяжелые самосвалы.
Поделиться:
< Вернуться назад